В Гатчине состоялся научный симпозиум, посвященный памятнику «Березовый домик»

В ГМЗ «Гатчина» состоялся научный симпозиум «Архитектура удивления». Посвящен он был известному памятнику «Березовый домик», в оформлении которого участвовал Анри Франсуа Габриэль Виолье (1750 – 1829), швейцарский художник-миниатюрист, архитектор, декоратор и искусствовед, находившийся на русской службе. Историки и музейщики поговорили об «обманках» и уточнили датировку создания домика.

В Гатчине состоялся научный симпозиум, посвященный памятнику «Березовый домик» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Виолье был приглашен в Россию в 1776 году великой княгиней Марией Федоровной, он сопровождал ее и цесаревича Павла Петровича во время путешествия по Европе, советовал, какие произведения искусства покупать для будущей резиденции в Павловске. Точная дата создания «Березового домика» ­неизвестна, но в 1787 году Франсиско де Миранда, южно­американский путешественник, побывал в Гатчине и упоминает в своих записках сооружение в виде сложенных штабелем березовых бревен, внутри богато и изящно обставленное.

Как пояснила в своем сообщении Александра Фарафонова, заведующая научно-фондовым отделом ГМЗ «Гатчина», первое известное изображение домика относится к 1790‑х годам и соответствует описанию Миранды. Рядом находились хозяйственные постройки, пашни, начинались охотничьи угодья. Поленница была классической «обманкой» XVIII века.

Но вскоре территория вокруг домика вошла в пейзажный Гатчинский парк, а сам домик стал восприниматься как парковый павильон, где проходили дневные чаепития. В 1794 – 1796 годах архитектор Винченцо Бренна построил перед домиком каменный портал «Маска». Именно в таком сочетании мы видим их сейчас. Домик, правда, был разрушен в годы Великой Отечественной войны и воссоздан только в 1976‑м по проекту Александра Кедринского, знаменитого ленинградского архитектора-реставратора.


Березовый2_Пр.jpg

ФОТО АВТОРА


Что касается датировки первоначальной постройки, то известные на сегодня документы позволяют, по словам Фарафоновой, с осторожностью предположить, что она относится к 1786 году, когда отмечалось десятилетие свадьбы Марии Федоровны и Павла Петровича. Здание, сложенное из неокоренных березовых поленьев, с первых лет существования доставляло массу хлопот его хранителям. Тем более что весь XIX век оно не использовалось и служило своеобразным мемориалом Павлу I. Но мемориалом важным: когда по приказу Александра III заменяли лионский шелк в парадной опочивальне Гатчинского дворца, то им обшили интерьер «Березового домика». Сейчас, когда новому «Березовому домику» скоро будет полвека, он требует комплексной реставрации. Но в ГМЗ «Гатчина» существует очередь на бюджетное финансирование реставрации подлинных объектов.

Среди других выступлений, прозвучавших на симпозиуме, организованном Всемирным клубом петербуржцев и оргкомитетом премии «Золотой Трезини», были интересное сообщение Натальи Бахаревой, старшего научного сотрудник Эрмитажа, об использовании изображений людей в больших интерьерных панно-«обманках», рассказ Елены Боровской, профессора Академии художеств, о творческом наследии Виолье-миниатюриста и Алексея Гузанова, главного хранителя ГМЗ «Павловск», о работе Виолье над интерьером павильона «Старое шале» в Павловском парке (недавно начались работы по его воссозданию).


#березовый домик #Гатчина #наука

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (7714) от 29.07.2024 под заголовком «Секреты «Березового домика»».


Комментарии