В Галерее современного искусства фарфора открылась выставка «Лучшее время»

В Галерее современного искусства фарфора (проспект Обуховской Обороны, 151) открылась выставка «Лучшее время» – персональный показ авторских произведений художницы и скульптора Татьяны Афанасьевой, приуроченный к 45-летию ее творческой деятельности на ЛФЗ-ИФЗ.

В Галерее современного искусства фарфора открылась выставка «Лучшее время» | Композиция «Подводные чертоги». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Композиция «Подводные чертоги». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В недавние времена про таких, как Афанасьева, с уважением говорили: «В ее трудовой книжке всего одна запись». Действительно, после окончания Ленинградского архитектурно-строительного техникума, а затем – Мухинского училища она пришла на Ленинградский фарфоровый завод, ее путь – от стажера до ведущего художника. По словам Афанасьевой, это и есть – лучшее время, что дало название выставке.

Первое, на что обращаешь внимание, зайдя в выставочный зал, – разнообразие композиций из фарфора. Сервиз «Морские камешки» с незатейливой росписью и изысканные декоративные тарелки «Подводные чертоги». Назидательная декоративная скульптура в виде крылатого быка «Золотой телец» и эстетская серия пластов «Атлантида».

Афанасьевой в равной степени подвластны роспись на фарфоре, созданном по формам ее предшественников, и рисунки на собственных фарфоровых скульптурах. В нежно-голубом сервизе «Предчувствие весны» использована форма второй половины XIX века под названием «Гербовая». Автор формы для чайника «Авиасалон» – Казимир Малевич. А рядом ваза «Скала», композиции из нескольких предметов – «Звуки мегаполиса», «Сказка странствий», «Послушайте! Ведь если звезды зажигают...», придуманные самой Афанасьевой. Роспись для мегаполиса – минималистична и отсылает к супрематизму. «Сказки» напоминают яркие виды южный морских побережий, «Послушайте!» – тесную городскую улицу, на одном из домов которой начертаны известные строчки Владимира Маяковского... Пожалуй, самая известная работа Афанасьевой, ее фирменный знак – сервиз «Ковчег». Как-то она рассказывала, что эта работа (форма и роспись) была создана в самом начале XXI века в надежде на наступление лучших времен. «Остаюсь романтиком», – добавляет сегодня Татьяна Васильевна. Для того чтобы выразить необходимость связи времен, Афанасьева выбрала минимальную геометрическую роспись по белому костяному фарфору. Рисунок словно держит чайник, чашки и другие предметы в устойчивом равновесии.

Позже на основе этой же формы был создан сервиз «Ладонь Невы», также представленный на выставке. Здесь главными персонажами стали набережные Петербурга. Город глазами Афанасьевой на декоративных тарелках «Мойка. Ранее утро» или «Фонтанка. Белая ночь» хорошо узнаваем. Но это ее, коренной ленинградки-петербурженки, романтичный взгляд на Петербург.


#выставка #художники #скульптор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (7037) от 25.10.2021 под заголовком «Время поисков Атлантиды».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?