2Vtzqv4Hz9U

В Галерее современного искусства фарфора открылась выставка «Лучшее время»

В Галерее современного искусства фарфора (проспект Обуховской Обороны, 151) открылась выставка «Лучшее время» – персональный показ авторских произведений художницы и скульптора Татьяны Афанасьевой, приуроченный к 45-летию ее творческой деятельности на ЛФЗ-ИФЗ.

В Галерее современного искусства фарфора открылась выставка «Лучшее время» | Композиция «Подводные чертоги». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Композиция «Подводные чертоги». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В недавние времена про таких, как Афанасьева, с уважением говорили: «В ее трудовой книжке всего одна запись». Действительно, после окончания Ленинградского архитектурно-строительного техникума, а затем – Мухинского училища она пришла на Ленинградский фарфоровый завод, ее путь – от стажера до ведущего художника. По словам Афанасьевой, это и есть – лучшее время, что дало название выставке.

Первое, на что обращаешь внимание, зайдя в выставочный зал, – разнообразие композиций из фарфора. Сервиз «Морские камешки» с незатейливой росписью и изысканные декоративные тарелки «Подводные чертоги». Назидательная декоративная скульптура в виде крылатого быка «Золотой телец» и эстетская серия пластов «Атлантида».

Афанасьевой в равной степени подвластны роспись на фарфоре, созданном по формам ее предшественников, и рисунки на собственных фарфоровых скульптурах. В нежно-голубом сервизе «Предчувствие весны» использована форма второй половины XIX века под названием «Гербовая». Автор формы для чайника «Авиасалон» – Казимир Малевич. А рядом ваза «Скала», композиции из нескольких предметов – «Звуки мегаполиса», «Сказка странствий», «Послушайте! Ведь если звезды зажигают...», придуманные самой Афанасьевой. Роспись для мегаполиса – минималистична и отсылает к супрематизму. «Сказки» напоминают яркие виды южный морских побережий, «Послушайте!» – тесную городскую улицу, на одном из домов которой начертаны известные строчки Владимира Маяковского... Пожалуй, самая известная работа Афанасьевой, ее фирменный знак – сервиз «Ковчег». Как-то она рассказывала, что эта работа (форма и роспись) была создана в самом начале XXI века в надежде на наступление лучших времен. «Остаюсь романтиком», – добавляет сегодня Татьяна Васильевна. Для того чтобы выразить необходимость связи времен, Афанасьева выбрала минимальную геометрическую роспись по белому костяному фарфору. Рисунок словно держит чайник, чашки и другие предметы в устойчивом равновесии.

Позже на основе этой же формы был создан сервиз «Ладонь Невы», также представленный на выставке. Здесь главными персонажами стали набережные Петербурга. Город глазами Афанасьевой на декоративных тарелках «Мойка. Ранее утро» или «Фонтанка. Белая ночь» хорошо узнаваем. Но это ее, коренной ленинградки-петербурженки, романтичный взгляд на Петербург.


#выставка #художники #скульптор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (7037) от 25.10.2021 под заголовком «Время поисков Атлантиды».


Комментарии