В Галерее современного фарфора открылась выставка «Татьянин день»
В Галерее современного фарфора открылась выставка «Татьянин день» к юбилею Татьяны Чапургиной, ведущей художницы Императорского фарфорового завода. Четверть века назад она пришла туда «из текстиля» и, по собственным словам, полюбила фарфор с первого прикосновения.

ФОТО автора
Но интерес художницы к росписям по ткани не пропал, а получил неожиданное продолжение. Она стала единственным в своем роде мастером по созданию «фарфоровых платьев». Или, как требовательно уточняет Инна Майстренко, куратор выставки, старший научный сотрудник Эрмитажа, правильно говорить о «платьях, сшитых из фарфоровой ткани». Речь идет о создании тонких (около одного миллиметра толщиной) пайеток или фарфоровых «чешуек» с небольшими отверстиями. Они формуются, расписываются, обжигаются, а затем пришиваются на тканевую подложку. Технология пришивания пайеток подобна ручному шитью обуви.
На выставке показана серия платьев «Движение белого», созданная по мотивам творчества Казимира Малевича. Первая коллекция была с успехом представлена в 2018 году на персональной выставке Чапургиной в Главном штабе Эрмитажа. Для «Татьянина дня» художница изготовила продолжение. Дизайнерская одежда дополнена чайными парами (чашка и блюдце) в том же стиле. На белом фарфоре изображены синие «чешуйки», образующие круги и квадраты Малевича.
Специально для выставки художницей созданы фарфоровые воротники с флористическими орнаментами, сумочки с многоцветными фарфоровыми накладками из серии «Дар», а также изысканная накидка. Для выставочного плаката Чапургина в ней позировала.
Еще две новинки юбилейной выставки — два небольших чайных сервиза, расписанных тонкими золотыми линиями. Обычно Чапургина использует при изготовлении посуды яркий полихромный колорит, но в данном случае пробует себя в другой стилистике.
Куратор обращает особое внимание на чайные пары «Целебные травы» из серии «Русские обочины». По словам Майстренко, костяной фарфор подглазурно мало кто из художников расписывает. Татьяна Чапургина — редкое исключение. Подглазурная роспись отличается тем, что после нанесения рисунка он покрывается будущей глазурью. До обжига предмет матовый, и только после обжига глазурь становится прозрачной и видна роспись, в которой уже ничего нельзя переделать. В отличие от надглазурной росписи, которая позволяет несколько раз усовершенствовать рисунок.
Как‑то на самый часто задаваемый ей вопрос, сколько времени требуется на создание одного предмета — чашки, вазы, платья, — Чапургина ответила: «Вся жизнь».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 (7341) от 24.01.2023 под заголовком «Целебные травы на всю жизнь».
Материалы рубрики
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 28 января
Вернисаж: выставки в Петербурге с 28 января
Большой египетский музей откроется в 2023 году
Сокровища древних царств. В Эрмитаже открылись две новые выставки
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии