В галерее «Петербург» работает выставка «Артур Фонвизин. Мир акварели»

Это первый в нашем городе персональный показ работ известного советского художника, виртуозно соединившего достижения искусства ХХ века и рисование на мокрой бумаге, которому почти две тысячи лет, столько же, сколько самой бумаге. Представлено около ста акварелей 1930 – 1950‑х годов из частных собраний.

В галерее «Петербург» работает выставка «Артур Фонвизин. Мир акварели» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В молодости Фонвизин (1882 – 1973), обучаясь в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, познакомился с теми, кого потом назовут звездами русского авангарда, — Михаилом Ларионовым, Владимиром Татлиным, Сергеем Судейкиным. Участвовал в выставках объединений «Бубновый валет», «Голубая роза», «Ослиный хвост» и других. В конце 1920‑х годов, когда Фонвизин приближался к 50‑летию, он полностью переключился на акварель. Друзья отговаривали: «несерьезное занятие, которое не будет кормить». Но он остался верен водяным крас­кам на всю жизнь.

Существует легенда, которая не могла возникнуть на пустом мес­те: художник намачивал чистый лист бумаги, брал в левую руку кисти, сколько могло поместиться, выхватывал правой рукой одну из них и наносил краску, которая свободно растекалась по бумаге. Потом тампонами удалял лишнее, брал другую кисть, и так далее до получения окончательного рисунка. Мог работать водой, слегка «разбавленной» акварельной краской…

Поначалу это занятие кормило, в 1930‑х годах Фонвизин сотрудничал с ленинградскими издательствами, известность получили его иллюстрации к двухтомнику «Немецкая романтическая повесть», вышедшему в 1935 году в издательстве ACADEMIA. В 1936‑м ГМИИ им А. С. Пушкина организовал персональную выставку акварелей Фонвизина. За что досталось и директору, и художнику, получившему стандартное тогда обвинение — «формалист». В архиве Фонвизина сохранилась вырезка из журнала того времени с карикатурой «Фонвизин. «Балерина» — краска стекает с листа на стену, где висит акварель. Эта вырезка представлена на выставке.

Биографы Фонвизина уверены, что художнику крупно повезло. Да, он потерял возможность иллюстрировать книги и жил очень бедно. Но его оставили в покое, а друзья, как могли, защищали от дальнейших нападок и заказывали акварельные портреты. Позже Фонвизин преподавал живопись в Московском архитектурном институте.

Любимыми темами его акварелей были женские портреты, искусство балета и цирка, они составили основу выставки. Среди них портрет актрисы Елены Гоголевой — звезды Малого театра, акварели «Наездница с зонтиком» и «Балет в сиреневых тонах».

Фонвизин создал серию «Песни и романсы», в том числе акварели «Тройка» и «Частушка». Мы привыкли к лубочным картинкам на эти сюжеты, созданным народными промыслами. Фонвизин работал в совершенно ином регистре, нежность акварели напоминает о трепетности и грусти многих русских песен и романсов.

Завершает выставку акварель 1930 года «Набережная в Ленинграде». Вид на Петропавловскую крепость с Адмиралтейской набережной изображался сотнями художников. Фонвизин находит свою интонацию, создав акварель размытую и зыбкую, как белая ночь.

Выставка работает по 24 августа.

Возрастное ограничение 12+

Читайте также:

В Музее обороны и блокады Ленинграда открылась выставка «Путь к Победе. Ленинград»

Хранители прошлого: 18 мая — Международный день музеев


#выставка #галерея #Артур Фонвизин #акварель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 86 (7908) от 16.05.2025 под заголовком «Искусство на воде».


Комментарии