В галерее Art of Foto открылась выставка «Обратная перспектива»
В галерее Art of Foto (Большая Морская улица, 1) открылась выставка Леонида Богданова «Обратная перспектива». Три десятка авторских отпечатков предоставлены наследниками одного из лидеров ленинградской неофициальной фотографии.
Репродукция. Фото автора
В эссе о Богданове писатель Наль Подольский заметил: «Фотографией начал увлекаться в детстве и ни на что другое больше не отвлекался». Исследователь Валерий Вальран уточняет, что Леонид взял в руки первую «Смену» в 1960 году в возрасте 11 лет. После окончания Института киноинженеров работал в ТЮЗе, а затем в разных художественных издательствах. Его снимки опубликованы более чем в ста каталогах и альбомах по изобразительному искусству.
Но главным делом для Богданова стали съемки Ленинграда с пронзительным соединением мрачности и красоты, совершенства архитектуры и ее увядания. Время на этих фотографиях, кажется, остановилось. Иногда этот образ использован буквально, как на фотографии уличных часов с разбитым стеклом. Обе стрелки показывают «12», но очевидно, что часы давно не ходят. Это фото принято называть «Разбитые часы» (1975). Богданов не давал названий своим снимкам, и даже его собственноручные датировки на отпечатках могли делаться по памяти с точностью до года-двух.
Среди других известных сюжетов – «портрет» асфальта в трещинах на Исаакиевской площади, сквер у Казанского собора, изгиб трамвайных рельсов на углу Садовой улицы и канала Грибоедова, скульптуры в Летнем саду, еще не копии.
Еще одна важная тема для фотографа – «Дети и город». С помощью точно найденной композиции Богданов находил свою неповторимую интонацию. Трое мальчишек то ли дерутся, то ли играют в черном проеме арки. Их фигуры освещены летним дневным солнцем и отбрасывают под арку короткие тени. По мнению Вальрана, яркий белый свет подчеркивает беззащитность детства перед миром взрослых. На другом снимке изображена криволинейная конструкция детской площадки с лазающими по ней подростками на фоне бесконечного светлого брандмауэра. Этот снимок часто публиковался в перестроечные годы как образец ленинградской фотографии.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (6821) от 07.12.2020 под заголовком «Фотограф не отвлекался...».
Комментарии