В фойе Эрмитажного театра открыта выставка «Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова»

Она работает с 28 марта по 14 апреля.

В фойе Эрмитажного театра открыта выставка «Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова» | ФОТО Рixabay

ФОТО Рixabay

Представлены костюмы петербургского дизайнера Константина Гончарова (1969 – 1998) из коллекции, переданной в дар Эрмитажу Екатериной Андре­евой, ведущим научным сотрудником отдела новых и новейших течений Русского музея. Эти модели пополнят собрание Галереи костюма и моды в РХЦ Эрмитажа «Старая Деревня», где уже есть работы многих ленинградских и петербургских модельеров.

Открытие авторского ателье Кости Гончарова «Строгий юноша» в июне 1994 года собрало весь модный Петербург. Каждая модель здесь создавалась в единственном экземпляре, с большой долей ручного труда. Одеж­ду от Гончарова носили художники, искусствоведки из Русского музея. Все эти вещи были очень необычными — совсем не в тенденциях моды, скорее, театральными, напоминающими о Средневековье и Ренессансе. Бархат, шелк, любимые им «буфы» и «зубчики», кармашки, затянутые сеткой или пластиком, сквозь которые можно было видеть спрятанные там сокровища, будь то засушенные цветы или старинные фотографии. И при этом вещи были удобными, какими‑то «ласковыми» по отношению к человеку.

Гончаров был одно время стилистом музыкантов группы «Кино». «Костя (стр. юноша)» — строчка в записной книжке Цоя, странички из которой можно было видеть на недавних выставках, посвященных рок-музыканту. Как тут не вспомнить одну из выставок в Новой академии изящных искусств на Пушкинской, 10, которая называлась «Альтернативный музей». Там была выставлена, казалось бы, всякая ерунда: флакон из‑под давно испарившихся духов, пригласительный билет на мероприятие двенадцатилетней давности, салфетка с отпечатками помады и нацарапанным телефоном (еще шестизначным)… А ведь все это — приметы памяти.

Название галереи Гончарова происходило от одноименного фильма Абрама Роома «Строгий юноша», который неоакадемисты любили. Роом снял его по пьесе Юрия Олеши в 1935 году. Фильм этот — утопия, повествующая о любви и ревности в идеальном бесклассовом обществе. Главного героя картины — «волшебного комсомольца», «строгого юношу» Гришу сыграл фантастически красивый актер Дмитрий Дорлиак. Фильм не укладывался в жесткие рамки соцреализма и вскоре был запрещен, в том числе «за эстетство».

Сейчас в фойе Эрмитажного театра можно увидеть платье-пальто Натальи Антоновой, популярной в те годы телеведущей, которая, кстати, и помогла Косте Гончарову открыть авторское ателье (увы, быстро прогоревшее). Пунцовый бархат, прилегающий, словно выточенный силуэт, фигурный отложной воротник с фестонами, ряд пуговиц, обтянутых бархатом, отлетные петли… Драгоценная ручная работа, полет фантазии, тонкая стилизация. На внутренней стороне можно видеть авторскую марку модельера: вышитая серебром елочка на фоне восходящего солнца и аббревиатура: С. ю. (Строгий юноша). Сшито в 1992 году.

Два костюма представляют проект Константина Гончарова «Страсти Люция» (Passiones Luci). Они демонстрировались в 1994 году на выставке «Золотой осел, или Страсти Люция» в Мраморном дворце Русского музея. Всего Костя создал для проекта 28 моделей. Это была костюмная фантазия по мотивам «Золотого осла» Апулея. В фойе Эрмитажа сейчас можно увидеть свадебное платье Хариты и костюм римского юноши (авторы — Константин Гончаров, Алексей Соколов).

Есть на выставке и костюм Леды для балерины Ольги Ляховской. Премьера балета Сергея Вихарева «Леда и Лебедь» состоялась в апреле 1995 года в Эрмитажном театре.


#выставка #мода #эрмитажный театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 57 (7633) от 29.03.2024 под заголовком «Строгий юноша».


Комментарии