В фотогалерее Карла Буллы открылась выставка «Дачный Петербург»

Окунуться в петербургскую дореволюционную дачную жизнь — такая возможность есть на выставке (12+), открывшейся в фотогалерее Карла Буллы на Невском пр., 54. Создатели экспозиции, команда проекта «Дачный Петербург», попытались представить атмосферу, в которой жили, творили и отдыхали Чехов, Блок, Андреев, Ахматова, Чуковский и другие знакомые всем с детства поэты и писатели.

В фотогалерее Карла Буллы открылась выставка «Дачный Петербург» | На даче за самоваром, 1910‑е гг. Автор фото неизвестен./Репродукция автора

На даче за самоваром, 1910‑е гг. Автор фото неизвестен./Репродукция автора

Многочисленные фотографии представляют виды популярных в ту пору столичных окрестностей. Что‑то узнать достаточно просто, а некоторые снимки — как головоломки: их надо разгадывать. Потому что многие запечатленные на них дачи не сохранились, и даже всезнающие краеведы не могут сказать, где они находились. Например, загадкой остается точное местонахождение виллы «Табернакль» на берегу Финского залива в Куоккале, нынешнем Репино.

Часть снимков переносит нас в атмосферу дачных вечеров Серебряного века — с музыкой, чаепитием, семейными ужинами и импровизированными спектаклями. Дополняют фоторяд аксессуары и предметы гардероба, которые можно увидеть на тех самых снимках более чем столетней давности. Среди экспонатов — жестяная банка из‑под леденцов фабрики Георга Ландрина, которая 120 лет находилась на одной и той же даче. Несколько поколений детей хранили в ней свои записки с тайными пожеланиями.

— Часть представленных на выставке фотографий совершенно уникальны, поскольку они происходят из семейных архивов, — рассказывает один из создателей выставки Андрей Кулик.

К примеру, на жизнь дачного поселка Лигово можно взглянуть через фотографии из семейного архива купца Михаила Петровича Мезенцева, торговавшего готовым детским платьем на Ново-­Александровском рынке в центре Петербурга. В начале ХХ века он построил дачу для всей семьи на Сегалевой улице (ныне часть улицы Партизана Германа). Один из сыновей купца, Алексей, увлекался фотографией и подробно фиксировал жизнь семьи на даче. Причем подписывал всех персонажей, попадавших на снимки.

Еще одно открытие — снимки Михаила Григорьевича Никитина, державшего фотоателье в Териоках, нынешнем Зеленогорске. Он оставил в наследство большое количество кадров, запечатлевших как жителей Териок, так и виды поселка. Среди клиентов его мас­терской были Леонид Андреев, Илья Репин, Федор Шаляпин.

По словам Андрея Кулика, дачная тема обычно воспринимается как проходная, а участники проекта хотели бы сделать ее серьезной культурной единицей — с помощью выставок и интерактивных мероприятий. Сюжеты самые разные — этикет, мода, кухня… Дача в ту пору была особым миром — пространством творчества, формирования идей и традиций. Увы, многие из них впоследствии оказались размыты, утрачены, а было бы очень неплохо вернуть их в нашу жизнь. Например, ведение фотоальбомов, создававших особое ощущение большой и дружной семьи.

— Мне посчастливилось в 1990‑х годах застать старые дачи Сест­рорецка, где наша семья много десятилетий снимала дачу. Довелось пообщаться с местными бабушками-старожилами, которые родились еще до революции, — говорит Кулик. — Это был удивительный мир, и я теперь прекрасно понимаю, чем в немалой степени вдохновлялся художник Иван Билибин, родившийся в Тарховке. Остаться равнодушным к красоте природы и дачных построек в виде сказочных теремов было просто невозможно.

Читайте также: 

Садитесь, пожалуйста! Петербургские театры обновляют свои залы

Удержать направление. Театр дождей открыл 37‑й сезон



#выставка #история #фотография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (7992) от 15.09.2025 под заголовком «Особый мир».


Комментарии