В филиале Музея городской скульптуры работает выставка «Памятники не стоят на месте»

Выставка (12+) проходит в пространстве «Невский, 19» и посвящена теме перемещения монументальных произведений в течение их жизни. Проект соединил знакомые и малоизвестные широкой публике документы и фотографии из десяти петербургских музеев и архивов.

В филиале Музея городской скульптуры работает выставка «Памятники не стоят на месте» | РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Самая известная история перемещения монумента — перенос памятника Александру III c площади Восстания во двор Русского музея с последующей его установкой перед Мраморным дворцом. Здесь причина была идеологической: император не мог находиться на одной из центральных площадей «города трех революций». Градостроительными причинами, связанными с формированием Марсова поля, были вызваны перемещения памятника Александру Суворову и Румянцевского обелиска. В результате монумент полководцу был выдвинут к Неве и стал центром Суворовской площади, а обелиск переехал на Васильевский остров, чтобы впоследствии не очень удачно оказаться в тенистом Румянцевском саду. На выставке показана редкая фотография — за спиной Суворова виден павильон в стиле модерн с большим куполом и ленточным остеклением. Здание было построено в 1909 году для показа в столице панорамы «Оборона Севастополя» художника Франца Рубо. После этого павильон простоял еще несколько лет.

Еще одна важная причина передвижения памятников — рост Петербурга и, как следствие, необходимость расширения улиц для городского транспорта. В свое время по этой причине были разобраны Московские Триумфальные ворота, позже восстановленные на историческом месте. На выставке показаны фотографии разборки и сборки ворот, а также проектные предложения установить их на новом месте — в Московском парке Победы.

Памятник композитору Михаилу Глинке первоначально находился в центре Театральной площади, но, когда потребовалось увеличить ее пропускную способность, монумент переехал в южный сквер петербургской Консерватории. Открытки зафиксировали первое и современное расположение памятника.

Центральная глава выставки посвящена тому, что происходило на площади Восстания после «ухода» с нее памятника Александру III. В марте 1941 года была разобрана Знаменская церковь для строительства станции метро. Великая Отечественная война приостановила работы по сооружению ленинградской подземки. На интересной фотографии 1948 года на месте храма виден фонтан-поилка «Нептун», который переместился сюда с исторической Царскосельской дороги. «Нептун» находился на площади Восстания с 1945‑го по 1950 год, до возобновления строительства метро. На этом месте теперь расположен наземный вестибюль станции «Площадь Восстания». Потом «Нептун» украшал Московский парк Победы, внутри которого однажды перемещался, о чем говорят архивные фотографии. Сейчас «Нептун» обрел покой на Сенной площади.

Перемещение памятников1_Пр.jpg
РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

В 1957 году был объявлен конкурс на памятник Ленину на площади Восстания, где появился закладной камень. На выставке показан проект Евгения Вучетича в виде большой головы вождя, который вызвал противоречивые оценки. Конкурс не выявил победителя, памятник Ленину был установлен на Московской площади.

В 1969 году был объявлен конкурс на памятник Октябрьской революции на площади Восстания, но потом решили, что для него лучше будет место в западной части Васильевского острова. Там памятник не появился, а в 1985 году на площади Восстания установили обелиск «Городу-герою Ленинграду».

Кроме «Нептуна» выставка рассказывает и про другие фонтаны-поилки, сооруженные по дороге в Царское Село. «Грот», созданный по проекту Андрея Воронихина, находится на своем месте на Пулковских высотах. «Четыре сфинкса» перемещены на пять метров и украшают Пулковское шоссе, «Старик» расположен в сквере у Казанского собора, еще один фонтан был утрачен 100 лет назад, сохранилась его фотография в полуразрушенном состоянии.

Выставка завершается главой «Мысленные перемещения» о том, как скульптор Любовь Холина искала место для памятника Достоевскому, сначала в петербургской Коломне, потом в разных точках Владимирской площади, где монумент и находится.

Выставка будет доступна для посещения 2 – 3 раза в месяц до 6 апреля 2025 года. Ближайшие даты — 11, 27 и 29 сентября. Вход бесплатный, требуется регистрация.

Читайте также:

На выставке «Костюм прекрасной эпохи» можно проследить развитие европейской моды за 50 лет

На Витебском вокзале открылась выставка «1520: две страны — одна колея»


#выставка #монументы #музей скульптуры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (7742) от 05.09.2024 под заголовком «Движимая недвижимость».


Комментарии