В Филармонии выступил дирижер Шарль Дютуа

В Большом зале Филармонии вновь выступил главный приглашенный дирижер ЗКР – швейцарец Шарль Дютуа, исполнив с вверенным ему оркестром две программы.

В Филармонии выступил дирижер Шарль Дютуа | ФОТО предоставлено пресс-службой Филармонии

ФОТО предоставлено пресс-службой Филармонии

Ни один из концертов, которые 85-летний Шарль Дютуа дал с момента своего неожиданного назначения на пост главного приглашенного дирижера, не оставил сомнений в правильности выбора персоны на эту должность. Старший современник главного дирижера ЗКР Юрия Темирканова, родившийся на два года раньше нашего маэстро, Дютуа выглядит сегодня настолько бодро, насколько позволяет ему возраст. Неразрывно связанный с миром Европы, он стал для одного из лучших российских оркестров с мировой репутацией постоянным мостом с той частью света, путь в которую временно закрылся. Исполнительский стиль Дютуа не позволяет ему превращаться в почтенного старца, в мэтра, помогая ему сохранять юношеский задор и любознательность во взаимоотношениях с партитурами.

На сей раз он решил ознакомить петербургскую публику с редко исполняемой первой редакцией музыки балета «Петрушка» Стравинского, написанной для большого состава симфонического оркестра. Но начал он свое выступление со Второго фортепианного концерта Иоганнеса Брамса, где солистом выступил Борис Березовский. История знает много интерпретаций этого концерта, в том числе зафиксированных на аудиозаписях. Но среди них немного тех, которые раскрывали его сокровенные смыслы. Большинство этого меньшинства созданы европейцами, которые слышат в этой музыке нечто им близкое.

Русские музыканты не могут не слышать в Брамсе Чайковского, между этими композиторами в свое время недаром существовала негласная конкуренция. В музыке обоих можно расслышать сходство мотивов как мелодических, так и психологических. В то же время немало их и разделяет, и в этой тонкой разнице и заключается сложность для исполнителей. Протестант Брамс и православный Чайковский очень по-разному относились к жизни, вере и неверию, ища свои пути преодоления неизбывной тоски, приступов меланхолии и депрессии, борьбы с самим собой, решая проблему далеко не всегда мажорных финалов. Открытая эмоциональность Чайковского позволяла ему выплескивать намного больше, чем сдержанному Брамсу, строго отбиравшему музыкальный материал. У Брамса трагический финал можно услышать в Четвертой симфонии, у Чайковского – в знаменитой Шестой «Патетической». Но с фортепианными концертами иное дело – у обоих финалы вполне жизнеутверждающие.

Исполняя Брамса, Заслуженный коллектив России в руках Дютуа звучал вполне корректно, но не более того. Словно оба – дирижер и оркестр – решили побывать на одной территории, дипломатично придя к общему знаменателю, но так и не решив коренных проблем. В медленной части концерта Брамса покорило виолончельное соло Тараса Трепеля. Борис Березовский за роялем так же дипломатично выигрывал текст, концентрируясь в эпизодах с плотной аккордовой фактурой и расслабляясь в тихих, «пианных» частях формы. В его игре слышались усталость и неопределенность, потеря ясной цели, вполне возможно, рожденные в период, из которого никто из нас пока так и не выбрался. Оттого кульминационные зоны получались бессмысленными, а уходы в себя, напротив, очень содержательными, проникающими в суть музыкального текста. В итоге диалог оркестра и солистов был похож на встречу представителей разных держав за чашкой кофе.

Тем острее оказался контраст, когда на сцену выступил «Петрушка». Уроженец тех мест, где Игорь Стравинский сочинял свой легендарный балет, Шарль Дютуа развернулся во всю ширь. Понятно, что после академичного Брамса театральный Стравинский «перетянул все одеяло на себя». Но как эффектно представил Дютуа и себя, и прежде всего оркестр! Властный рациональный жест швейцарского маэстро выставлял любимый русский коллектив максимально выигрышно. Ясность, точность и гибкость соединения разделов формы, их бесшовность создавали невероятную звуковую архитектуру.

Стравинский оставил партитуре «Петрушки» уникальный звуковой документ эпохи, «вчитав» туда и голоса улицы с ее песнями, балаганными зазываниями, фанфарами, выкриками, топотом, гомоном, и мир балаганного театра. Дютуа, а вслед за ним и оркестр не упустили ни одной детали, дав слушателям надышаться воздухом петербургских улиц и площадей начала ХХ века, позволив разглядывать лица разнородной толпы в виде разных оркестровых групп и подгрупп, соло, дуэтов и ансамблей. Словно острым глазом кинооператора и художника по свету в одном лице, высвечивал он крупные и мелкие планы фантазийного петербургского лубка.

И как грозно прогремели медные духовые в теме проклятия Петрушки, который потряс своими кукольными кулачками в сторону обезумевшей планеты, призывая ее поскорее опомниться и прийти в чувство...


#филармония #дирижер #оркестр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (7041) от 29.10.2021 под заголовком «За пультом – Шарль Дютуа».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?