В Филармонии сыграют концерт к 160-летию Василия Андреева
Сегодня в Большом зале Филармонии выступит Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева под управлением Евгения Хохлова. Концерт посвящен 160-летию основателя оркестра – музыканта, композитора и педагога Василия Васильевича Андреева.

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Именно ему Россия обязана появлением своего музыкального символа – балалайки. На рубеже XIX – XX веков балалайка встречалась лишь в глубинке, в народном, кустарном варианте. Будучи очарованным неповторимым звучанием этого инструмента, Андреев загорелся идеей его усовершенствования. Он решил «одеть балалайку во фрак» – по его заказу была изготовлена первая в истории хроматическая концертная балалайка и ее разновидности: пикколо, альт, бас. Получился профессиональный концертный инструмент, с которым можно было выступать на сценах любого уровня.
Исполнительское мастерство Василия Андреева как солиста, его безупречный стиль и изысканные манеры в сочетании с любовью к русской культуре привлекали к нему множество людей. Балалайка была принята столичной публикой и стала набирать популярность. Андреев усовершенствовал не только балалайку, но и другие традиционные инструменты– домру, гусли. Все они легли в основу Великорусского оркестра.
В воспоминаниях Андреев писал: «Когда я начинал свою работу для создания Великорусского оркестра, я чувствовал себя, как одинокий человек в первобытном лесу, прокладывающий новую дорогу... Решительно все надо было вновь создавать, а главное, бороться с полным недоверием и жестокими предрассудками против самого названия инструмента «балалайка», которое столетие служило синонимом антимузыкальности и так незаслуженно оскорбляло чувство национального достоинства. Но с помощью многих долголетних сотрудников мне удалось это глубоко народное искусство поставить на должную, по праву принадлежащую ему высоту и направить на верный путь».
Оркестр под руководством Андреева выступал на родине, а также гастролировал в Европе, США и Канаде. И везде – с грандиозным успехом. «Русское чудо» – именно так более 100 лет назад во время зарубежных гастролей Андреевского оркестра иностранные критики и журналисты называли балалайку.
Коллектив пережил все исторические потрясения XX века и сегодня с успехом продолжает выступать на родине и выезжать на гастроли за рубеж.
Подвести итог жизни Василия Васильевича Андреева можно, вспомнив слова композитора Валерия Гаврилина: «Имя Андреева – как русский национальный гимн: услышав его, каждый русский должен встать!».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (6841) от 13.01.2021 под заголовком «Он одел балалайку во фрак».
Материалы рубрики
В Строгановском дворце открылась выставка о Ленинградском рок-клубе
Скрипач Граф Муржа даст совместный концерт с СПб ГАСО
СПб ГАСО даст концерт к 77-й годовщине снятия блокады Ленинграда
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии