В этом году Малому драматическому театру исполняется 80 лет
В Полярном флигеле Шереметевского дворца открылась выставка «Лев Додин: жизнь человека» (12+). Она приурочена к двум юбилеям: в этом году 80 лет исполняется Малому драматическому театру и столько же — его художественному руководителю Льву Абрамовичу Додину.
ФОТО Gwen King on Unsplash
На выставке представлены фрагменты декораций, реквизит, редкие фотографии и записи репетиций и спектаклей. Каждый из четырех залов посвящен одной из главных тем, волновавших театрального режиссера.
«Человек и страна» — это рассказ о спектаклях «Дом», «Братья и сестры», «Чевенгур», «Жизнь и судьба». В основе этих постановок — произведения Федора Абрамова, Андрея Платонова, Василия Гроссмана. «Человек и мир» — вечные вопросы бытия. Шекспировские «Гамлет» и «Король Лир». А также «Повелитель мух» Голдинга — о природе зла, разъедающего человеческую душу. Экспозиция «Человек-человек» посвящена чеховской теме в творчестве Додина — от «Пьесы без названия» до «Чайки».
Кульминация выставки — зал «Человек и Бог». Здесь посетитель окунается в мир Достоевского, знакомится с такими работами режиссера, как «Кроткая», «Братья Карамазовы», «Бесы».
Дизайнер Юрий Сучков сумел создать интересную экспозицию, несмотря на то что в его распоряжении было совсем немного артефактов. Основа выставки — архивная: фотографии и тексты — цитаты Додина, представляющие посетителям его размышления, видеозаписи фрагментов спектаклей и репетиций.
Но все экспонаты организованы в пространстве залов так, что получился музейный спектакль или, как сказала на вернисаже Наталья Метелица, директор Музея театрального и музыкального искусства, документальное черно-белое кино. Она назвала Льва Додина продолжателем линии русского психологического театра, при этом ярко метафоричного.
На вернисаж пришли додинские актеры, они сказали о мастере много хороших слов. Был там и Эдуард Кочергин, главный художник БДТ. На выставке можно увидеть его эскизы и макеты к додинским спектаклям.
Сотрудничество режиссера и художника началось еще в 1970‑е годы. Именно Кочергин оформил многочасовую эпопею Додина «Братья и сестры» по роману Федора Абрамова. Премьера спектакля состоялась в марте 1985 года. Но спектакль живет на этой сцене до сих пор, хотя уже в новой редакции и с другой актерской командой.
Кочергин же создал необыкновенной красоты сценографию «Вишневого сада» 1994 года — дом с множеством зеркал, которые постепенно вынимали из рам по ходу действия. По ходу жизни, которая заканчивалась.
Только в записи осталась «Чайка» 2001 года, где Аркадину играла Татьяна Шестакова. Там актеры рассекали на велосипедах, а вместо колдовского озера было болото. В новой «Чайке», сценографию к которой создал Александр Боровский, актеры существуют в лодках. Так возникает ощущение зыбкости, утраты почвы под ногами. На выставке можно увидеть и макет декорации с лодками, и одну из настоящих лодок.
Все спектакли Льва Додина, будь они поставлены по Чехову, Шекспиру или Достоевскому, актуальны, сопрягаются с нашей сегодняшней жизнью. Его Иван Карамазов, дядя Ваня, король Лир говорят с людьми, живущими в 20‑е годы XXI века. И зрители их понимают.
Выставка продлится до 20 октября.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 98 (7674) от 31.05.2024 под заголовком «В созвездии Льва».




Комментарии