В этом году исполняется 200 лет со времени постройки Елагина дворца и 90 лет ЦПКиО

В нынешнем году исполняется 200 лет со времени постройки Елагина дворца и 90 лет ЦПКиО. Этим важным датам посвящены две выставки, открывшиеся на Елагином острове. Одна — «200 лет Елагиноостровскому дворцово-парковому ансамблю» — историко-художественная, другая — «ЦПКиО им. С. М. Кирова в XX – XXI веках» — мультимедийная.

В этом году исполняется 200 лет со времени постройки Елагина дворца и 90 лет ЦПКиО | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

История Елагиноостровского ансамбля — это трехсотлетняя история Петербурга — Ленинграда. В проекте, который готовился два года, участвуют 22 организации — музеи, архивы, библиотеки двух российских столиц. Достаточно назвать Эрмитаж, Русский музей, пригородные музеи-заповедники, Музей Академии художеств. Они предоставили более трехсот экспонатов, большинство из которых редко покидают фонды.

Прежние названия Елагина острова — Мишин или Михайлин — относятся ко времени основания Петербурга. По легенде, там водились медведи. В 1710 году Петр I пожаловал остров барону Петру Шафирову, вице-канцлеру, с обязательством благоустроить болотистую территорию и построить на ней загородный дом. Шафиров выполнил требование царя, но постарался побыстрее избавиться от обременительной нагрузки.

В XVIII веке Мишин остров сменил еще несколько владельцев. Одним из них был сенатор Алексей Мельгунов. На выставке представлен его портрет кисти Дмитрия Левицкого. При Мельгунове началось активное строительство усадьбы, распланирован парк, впервые появился Масляный луг.

Иван Елагин, сенатор, историк и писатель, купил остров в 1777 году у Григория Потемкина. С той поры остров получил современное название. С портрета Елагина кисти Жан-Луи Вуаля на нас смотрит простое умное лицо человека эпохи Просвещения. Когда в Россию приехал граф Калиостро, он остановился у Елагина. Как выглядел знаменитый авантюрист, можно увидеть на его портрете. Наверное, Калиостро бывал и в загородном доме Елагина. Дом изображен на рисунке ­Иоганна Барта. Существует гипотеза, что автором проекта был Джакомо Кваренги…

В этом месте Татьяна Ларина, куратор выставки, начальник экспозиционно-выставочного отдела ЦПКиО, предлагает зрителям отдохнуть от портретов и документов и ознакомиться с трудами садовода-ботаника Питера Бука и садового мастера Джозефа Буша. Бук работал на Елагином острове 40 лет, он издал каталог 4 тысяч видов растений, живших на острове. Книга имела международный успех. Буш создал новую планировку парка с прудами и аллеями, которая существует сегодня. Как выглядел парк в начале XIX века, можно увидеть на рисунках Карла Беггрова и Максима Воробьева.

200 лет Елагину_Пр.jpg
ФОТО Вадима Михайлова

Любопытный документ относится к 1832 году, вскоре после того, как остров стал доступен для пуб­личного посещения. Буш жалуется начальству, что гуляющая публика «делает протопы по дерну, ломает деревья и кусты, особенно когда последние цветут. На воспрещение, что непозволительно делать таковые неблагопристойности, отзывается незнанием». Садовник просит установить предупреждающие таблички.

В 1816 году начинается новая страница истории Елагина острова. На выставке представлена записка Александра I в Министерство финансов купить в казну Елагин остров за 350 тысяч руб­лей. Сумма для царя необременительная.

Главный зал выставки отдан Карлу Росси — автору проекта Елагина дворца. Три десятка подлинных эскизов показывают, как тщательно архитектор, непревзойденный мастер классицизма, работал над фасадами и интерьерами здания. По его эскизам создан мебельный гарнитур, находившийся в Фарфоровом кабинете (предоставлен на выставку Эрмитажем).

В разделах, посвященных XIX — началу ХХ века, на мой взгляд, интереснее всего рассматривать произведения, которые прежде находились в Елагином дворце. Первый государственный музей существовал там в 1918 – 1929 годах, после его закрытия предметы рассеялись по разным собраниям.

Так, портрет императора Николая I кисти художника Г. Глуховского и фарфоровая ваза «Латона с детьми» оказались в ГМЗ «Павловск». Пара каминных таганов (подставок для украшений), созданных по рисунку Росси, а также серия картин на военные сюжеты художника Огюста Дезарно из личной коллекции Николая I — в Русском музее.

Любителям военной истории будут интересны материалы, связанные с ежегодным празднованием на Елагином острове дня Кавалергардского полка, который отмечался 5 сентября. Мария Федоровна, жена Александра III, надевала в этот день мундирное платье из сукна с галуном.

По давней традиции, русские императрицы были шефами кавалергардов.

Финальные разделы выставки посвящены ХХ веку. Начало столетия — праздники на Елагином острове. Афиши приглашали на «Корсо» — «экипажно-автомобильное гуляние и конкурс на изя­щество автомобилей». На фото 1915 года Мария Федоровна осматривает у стен дворца колонну санитарных машин перед их отправкой на фронты Первой мировой войны.

Мультимедийный проект переносит зрителя в 1932 год, когда был открыт ЦПКиО с целью «мобилизовать массы на выполнение директив партии и правительства». Показана редкая кинохроника тех лет.

Прошло всего полгода после освобождения Ленинграда от вражеской блокады, как ЦПКиО снова принял посетителей. В служебной переписке весны 1944 года приводится перечень необходимого для парка, в том числе лужайки для лежания на траве и прокат шезлонгов.


#Дворец #ЦПКиО #выставки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (7248) от 06.09.2022 под заголовком «От Елагина до Кирова».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?