В этом году исполняется 200 лет со времени постройки Елагина дворца и 90 лет ЦПКиО
В нынешнем году исполняется 200 лет со времени постройки Елагина дворца и 90 лет ЦПКиО. Этим важным датам посвящены две выставки, открывшиеся на Елагином острове. Одна — «200 лет Елагиноостровскому дворцово-парковому ансамблю» — историко-художественная, другая — «ЦПКиО им. С. М. Кирова в XX – XXI веках» — мультимедийная.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
История Елагиноостровского ансамбля — это трехсотлетняя история Петербурга — Ленинграда. В проекте, который готовился два года, участвуют 22 организации — музеи, архивы, библиотеки двух российских столиц. Достаточно назвать Эрмитаж, Русский музей, пригородные музеи-заповедники, Музей Академии художеств. Они предоставили более трехсот экспонатов, большинство из которых редко покидают фонды.
Прежние названия Елагина острова — Мишин или Михайлин — относятся ко времени основания Петербурга. По легенде, там водились медведи. В 1710 году Петр I пожаловал остров барону Петру Шафирову, вице-канцлеру, с обязательством благоустроить болотистую территорию и построить на ней загородный дом. Шафиров выполнил требование царя, но постарался побыстрее избавиться от обременительной нагрузки.
В XVIII веке Мишин остров сменил еще несколько владельцев. Одним из них был сенатор Алексей Мельгунов. На выставке представлен его портрет кисти Дмитрия Левицкого. При Мельгунове началось активное строительство усадьбы, распланирован парк, впервые появился Масляный луг.
Иван Елагин, сенатор, историк и писатель, купил остров в 1777 году у Григория Потемкина. С той поры остров получил современное название. С портрета Елагина кисти Жан-Луи Вуаля на нас смотрит простое умное лицо человека эпохи Просвещения. Когда в Россию приехал граф Калиостро, он остановился у Елагина. Как выглядел знаменитый авантюрист, можно увидеть на его портрете. Наверное, Калиостро бывал и в загородном доме Елагина. Дом изображен на рисунке Иоганна Барта. Существует гипотеза, что автором проекта был Джакомо Кваренги…
В этом месте Татьяна Ларина, куратор выставки, начальник экспозиционно-выставочного отдела ЦПКиО, предлагает зрителям отдохнуть от портретов и документов и ознакомиться с трудами садовода-ботаника Питера Бука и садового мастера Джозефа Буша. Бук работал на Елагином острове 40 лет, он издал каталог 4 тысяч видов растений, живших на острове. Книга имела международный успех. Буш создал новую планировку парка с прудами и аллеями, которая существует сегодня. Как выглядел парк в начале XIX века, можно увидеть на рисунках Карла Беггрова и Максима Воробьева.
Любопытный документ относится к 1832 году, вскоре после того, как остров стал доступен для публичного посещения. Буш жалуется начальству, что гуляющая публика «делает протопы по дерну, ломает деревья и кусты, особенно когда последние цветут. На воспрещение, что непозволительно делать таковые неблагопристойности, отзывается незнанием». Садовник просит установить предупреждающие таблички.
В 1816 году начинается новая страница истории Елагина острова. На выставке представлена записка Александра I в Министерство финансов купить в казну Елагин остров за 350 тысяч рублей. Сумма для царя необременительная.
Главный зал выставки отдан Карлу Росси — автору проекта Елагина дворца. Три десятка подлинных эскизов показывают, как тщательно архитектор, непревзойденный мастер классицизма, работал над фасадами и интерьерами здания. По его эскизам создан мебельный гарнитур, находившийся в Фарфоровом кабинете (предоставлен на выставку Эрмитажем).
В разделах, посвященных XIX — началу ХХ века, на мой взгляд, интереснее всего рассматривать произведения, которые прежде находились в Елагином дворце. Первый государственный музей существовал там в 1918 – 1929 годах, после его закрытия предметы рассеялись по разным собраниям.
Так, портрет императора Николая I кисти художника Г. Глуховского и фарфоровая ваза «Латона с детьми» оказались в ГМЗ «Павловск». Пара каминных таганов (подставок для украшений), созданных по рисунку Росси, а также серия картин на военные сюжеты художника Огюста Дезарно из личной коллекции Николая I — в Русском музее.
Любителям военной истории будут интересны материалы, связанные с ежегодным празднованием на Елагином острове дня Кавалергардского полка, который отмечался 5 сентября. Мария Федоровна, жена Александра III, надевала в этот день мундирное платье из сукна с галуном.
По давней традиции, русские императрицы были шефами кавалергардов.
Финальные разделы выставки посвящены ХХ веку. Начало столетия — праздники на Елагином острове. Афиши приглашали на «Корсо» — «экипажно-автомобильное гуляние и конкурс на изящество автомобилей». На фото 1915 года Мария Федоровна осматривает у стен дворца колонну санитарных машин перед их отправкой на фронты Первой мировой войны.
Мультимедийный проект переносит зрителя в 1932 год, когда был открыт ЦПКиО с целью «мобилизовать массы на выполнение директив партии и правительства». Показана редкая кинохроника тех лет.
Прошло всего полгода после освобождения Ленинграда от вражеской блокады, как ЦПКиО снова принял посетителей. В служебной переписке весны 1944 года приводится перечень необходимого для парка, в том числе лужайки для лежания на траве и прокат шезлонгов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (7248) от 06.09.2022 под заголовком «От Елагина до Кирова».
Комментарии