В Этнографическом музее открылась выставка «Радость Пасхальная»
В Российском этнографическом музее открылась выставка «Радость Пасхальная», посвященная приближающемуся празднику.
Пасхальные яйца из российских губерний. / ФОТО АВТОРА
Из богатейшего собрания пасхальных яиц, состоящего из трех тысяч экземпляров, показаны более двухсот. Они украшены хитрыми геометрическими узорами и солярными знаками. Но главным хитом проекта стали предметы для игры в «бачу» (ударение на первый слог).
Как утверждают музейщики, эта игра была распространена только в печорских землях Архангельской губернии и проводилась исключительно во время Великого поста и пасхальной недели. Празднично одетые девушки собирались на улице. У каждой была бачевая палка, полученная в подарок от парня, который за ней ухаживал. Это был знак особых отношений: палки украшались геометрической резьбой и окрашивались в разные цвета. Часто на них помещали инициалы владелицы и любовное послание.
Бача — конусовидный предмет из дерева, еще его называли «девушка в сарафане». Он устанавливался в центре круга, и девушки по очереди должны были с определенного расстояния попасть палкой в бачу. Потом они наперегонки бежали за своими палками. Эта игра символизировала объединение девушек перед началом хороводных гуляний. Женщины долго хранили свои палки, поэтому их удалось собрать в ходе этнографических экспедиций. Самая ранняя вырезана в 1880‑е годы, самая поздняя — в 1920‑е.
ФОТО АВТОРА
Еще один необычный предмет — «мячи» для выбивания пасхальных яиц, происходящие из Нижегородской губернии. На самом деле это предметы цилиндрической формы, плотно скрученные из сукна, зашитого в чехол. Мяч клали на бок и запускали в сторону разложенных на земле пасхальных яиц. Это была разновидность и ныне существующей пасхальной игры «чье яйцо крепче».
К более традиционным предметам относятся деревянные пирамидальные формы для творожной пасхи, богато украшенные резьбой. Они происходят из Псковской и Тверской губерний, а одна принадлежала вятскому купцу Евлампию Нелюбину. Штамп для оттиска «ХВ» на куличе происходит из Костромской губернии. Пряничная доска с изображением рыбы — символа Христа и расписное лукошко для хранения куличей — из Вологодской. Из Витебской привезена «четверговая нить». В Великий четверг полагалось выпрясть катушку ниток, а потом намотать их на суставы. Помогало от ревматизма.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 69 (7152) от 18.04.2022 под заголовком «Поднимем бачу».
Комментарии