В Эрмитажном театре завершился фестиваль «Digital Opera. Опера цифровой эпохи»

В Эрмитажном театре завершился IV международный фестиваль «Digital Opera. Опера цифровой эпохи». Темой конкурсного задания в этом году был объявлен «Парадиз Петра I. Наводнение».

В Эрмитажном театре завершился фестиваль «Digital Opera. Опера цифровой эпохи» | ФОТО предоставлено организаторами фестиваля

ФОТО предоставлено организаторами фестиваля

Родившийся по инициативе генерального продюсера Надежды Абрамовой и впервые проведенный в 2019 году под титулом «Цифровой Гонзага», этот фестиваль-конкурс мгновенно вызвал большой интерес. Ухватив тренд эпохи — новые медиатехнологии в театре, организаторы выставили на повестку дня тему поиска творцов в этой актуальной сфере современного искусства. Информационная волна первого фестиваля привлекла внимание выдающихся мастеров. В гала-концерте выступили оперные звезды первой величины.

Второй фестиваль был посвящен русской опере, но высокая планка, заданная первым форумом, была приспущена в силу разного рода проблем. Третий фестиваль предложил молодым медиахудожникам сюжет «Ромео и Джульетты», а в качестве зала для показа конкурсных работ была выбрана церковь «Яани кирик» с ее легкими готическими ассоциациями. Общий уровень представленных работ тогда оставил удручающее впечатление: был предъявлен ограниченный набор хрестоматийных символов и абстракций, вызванных трагической историей веронских влюбленных (сердечки, кресты, склепы, рыцари, мечи, розы и шипы и далее по списку). Но четвертый фестиваль оказался совсем иным. Предложенная ли тема, связанная с наводнением, новое ли подросшее поколение, окрепшее, технически более оснащенное и информированное, дали в большинстве работ колоссальные результаты.

Отношение к цифровой реальности продолжает меняться. Бешеный энтузиазм в отношении всемогущих цифровых технологий, существовавший до пандемии, сменился явным охлаждением в период локдаунов, тогда на первый план вырвалось стремление к живым контактам и взаимодействию. Но тенденция к внедрению новых медиатехнологий, в частности, в оперном театре, изначально синтетическом, продолжает сохраняться и усиливаться во всем мире. Видеографика способна связать сознательное с подсознательным, соединять несоединимое. Однако самодостаточной цифровая декорация в оперном спектакле не сможет стать, пока жив последний нецифровой певец. Важно искать пути взаимодействия цифры и человека-артиста, которого не сможет заменить даже самая совершенная голограмма.

Четвертый фестиваль-конкурс показал несколько очень удачных опытов в этом направлении. Уже самый первый номер на показе лучших работ в финале продемонстрировал погружение в тему музыкального фрагмента — арию Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. Римского-Корсакова в сопровождении международного симфонического оркестра «Таврический» под управлением Михаила Голикова. Сопрано Наталья Меньшикова была окружена видеоконтентом, в котором мифические мотивы зерна, зародыша, роста, стай христианских рыбок медиахудожницы Алины Пайлозян и режиссера Марии Фомичевой питали видеопространство, вызывая у слушателей-зрителей потоки ассоциаций. Тема ушедшего от нашествия врагов под воду священного града Китежа тоже активизировала воображение, парадоксально связавшись с темой петербургских наводнений.

Странствия Пер Гюнта из музыки Грига к драме Ибсена стали для Александры Ёлкиной поводом для вывязывания теплого скандинавского орнамента. «Песенка о блохе» Мусоргского вызвала к жизни не только искусство Карена Акопова, солиста Михайловского театра, с его отменным лицедейством и прекрасными вокальными манерами, но и анимацию от команды Сергея Пантыкина.

Тема петербургского наводнения распахнула на этом фестивале шлюзы для творчества. В лидеры выбились те, кто сумел не только вытащить из своего подсознания образы, но и управлять потоком возникших ассоциаций, отсекая лишнее.

Композицией-прорывом на фестивале стал номер на духовный стих «Грешный человече». Режиссер и хореограф Ярослав Францев поставил его на трех контемпорари-танцоров и трех певиц, экспрессивно разыгравших историю о разлучении и встрече души с телом. Перед зрителем предстало цельное художественное высказывание, использовавшее синтетическую природу оперного театра.

Два лауреатства ушли к петербуржцам. В номинации «Цифровая сценография» — к Мите Тарасевичу и студии Panteleon за номер на музыку финала Четвертой симфонии Бетховена, а в номинации «Цифровая сценография» — к Илье Смилга и команде театра «АПЧЬ» за финал Седьмой симфонии Шостаковича.

Выходец из кукольного театра Митя Тарасевич взял за «строительную» основу кисти рук, из которых насочинял головокружительную петербургскую фантас­магорию: руки то превращались в коня для будущего медного всадника, то трансформировались в бурные воды Невы, то в руки погибших строителей града Петрова.

Финальной точкой показа стал номер на музыку Шостаковича с вариациями на тему Малевича (на снимке). В архитектурно выверенной композиции были задействованы два пластических актера, синтетическое действо поднялось на уровень высокого театрально-поэтического обобщения. Почти скульп­турная плотность 3D-фигур затянула зрителей в поток метаморфоз. В центре композиции обыгрывалась альтернатива Черному квад­рату: черно-белый круг трансформировался, выражая затмение и просветление, выход за грань реального, поиск другого Я и неизбежную жертву на пути к победе над этим черным Солнцем.

#фестиваль #Эрмитажный театр #опера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (7278) от 18.10.2022 под заголовком «Цифровые искушения оперы».


Комментарии