В Эрмитаже завершилась реставрация картины «Мария во Славе» Яна Провоста

Это жемчужина эрмитажной коллекции нидерландской живописи XV – XVI веков.

В Эрмитаже завершилась реставрация картины «Мария во Славе» Яна Провоста | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

«Мария во Славе» — произведение с непростой судьбой. Ян Провост, мастер ранней нидерландской школы живописи, выполнил ее в 1524 году для алтаря пророка Даниила в соборе Святого Донациана в Брюгге. Картина чудом сохранилась в период иконоборчества, спрятанная в соборе за фальшстеной и забытая там до конца XVIII века. Обнаружили картину в руинах разрушенного собора случайно. Она пострадала от камней, но была хорошо отреставрирована и перенесена с дерева на холст. В 1850 году ее приобрели для Эрмитажа на распродаже коллекции короля Нидерландов Виллема II и его супруги Анны Павловны, дочери Павла I.

К нашему времени картина дошла, покрытая толстым слоем сильно пожелтевших и потемневших лаков. Пленка старого лака исказила авторский колорит и тональное решение картины. После реставрации «Мария во Славе» вновь обрела изысканные краски, а реставрационные работы открыли новые интересные детали в изображении фигур и пейзажа. Теперь на картине отчетливо видны башни замка на возвышении в цент­ре полотна. По мнению специалистов, этот замок может иметь реальный прототип — знаменитый остров-крепость Мон-Сен-Мишель во Франции. Эту гипотезу подтверждает и биография художника. Известно, что Ян Провост бывал во Франции. На картине один из кораблей рядом с замком завалился на бок, сев на мель. Эта деталь также подтверждает предположение, ведь бухта Сен-Мишель известна самыми большими приливами и отливами на европейском побережье.

Одним из важнейших принципов современной научной реставрации является ее обратимость и возвращение памятнику авторского замысла. При этом вмешательство в облик и структуру произведения должно быть минимальным. Восполняя живописные утраты, реставраторы Эрмитажа использовали материалы, которые при необходимости можно удалить.

Результаты реставрации будут представлены на выставке «Три нидерландские Мадонны. К завершению реставрации», которая откроется в мае, после чего картина вернется в постоянную экспозицию в залы нидерландской живописи.

Читайте также:

В Галерее графики Эрмитажа открылась выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века»

Издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга» выпустило в свет книгу «Эрмитаж земной и небесный»


#Эрмитаж #реставрация #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 59 (7881) от 03.04.2025 под заголовком «Восполняя живописные утраты».


Комментарии