В Эрмитаже завершилась работа над постоянной выставкой иконописи
В Эрмитаже, временно закрытом для посещения, завершилась работа над новой постоянной экспозицией древнерусской иконописи. О том, как складывалась музейная коллекция, какие произведения в ней наиболее интересны, «Санкт-Петербургским ведомостям» рассказала Анна Иванникова, сокуратор проекта, научный сотрудник отдела истории русской культуры.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
- Коллекция древнерусской иконы Эрмитажа создана сравнительно недавно?
- Действительно, ее стали формировать очень поздно по сравнению с другими крупными государственными музеями. Импульсом было создание в Эрмитаже отдела истории русской культуры. Это было в 1941 году, накануне Великой Отечественной войны. Нам были переданы разнообразные коллекции историко-бытового отдела Музея этнографии народов СССР. Он комплектовался из бывших коллекций Государственного музейного фонда. Там были не только иконы, но и картины, произведения прикладного искусства и так далее. Сотрудники Эрмитажа стали разбирать эти коллекции после блокады.
Сразу стало понятно, что собрание древнерусской иконописи неполное. Самый логичный путь его пополнения - экспедиции, на которые правительство стало давать разрешения музеям. Они проводились в 1950 - 1970-х годах. Ленинграду, и Эрмитажу в том числе, отвели преимущественно Северо-Запад - Новгородскую, Архангельскую, Мурманскую области... В этих регионах в основном находили иконы, созданные либо местными мастерами, либо новгородцами.
- В итоге сколько древнерусских икон оказалось в собрании Эрмитажа и к каким годам они относятся?
- Примерно 250 произведений, созданных от XIV века до конца XVII века. Мы показываем сейчас около трети.
- Какое место занимает древнерусская икона в истории искусства?
- Оно было осознано более ста лет назад, когда в 1904 году Василием Гурьяновым, иконописцем и реставратором, была раскрыта «Троица» Андрея Рублева. Этот год считается временем открытия русским просвещенным обществом иконы как произведения искусства. Стали формироваться первые частные коллекции, например, Ильи Остроухова, Степана Рябушинского, Николая Лихачева. Выставка иконы в 1913 году в Москве, приуроченная к 300-летию дома Романовых, обозначила бум на старую икону. Тогда о древнерусских иконах как произведениях высоких профессионалов заговорили по всему миру.
Все плотское в русской иконе умалялось, плоскостность изображения, локальность цветов не должна была отвлекать от главного - от молитвы. В этом ее отличие от произведений эпохи Возрождения в западном искусстве, где главное внимание уделено человеку в его античном понимании.
- Как древнерусская икона выставлялась в Эрмитаже?
- Нынешняя постоянная экспозиция - первая специализированная. До этого древнерусские иконы показывали только на временных выставках. Правда, в 1990-е годы была экспозиция Древней Руси от археологии до прикладного искусства. Там было совсем немного икон.
- Как устроена экспозиция?
- Сначала скажу, что все иконы помещены в специально созданные для них климатические витрины c очищенным и осушенным воздухом. В них размещена автоматическая система контроля температуры и влажности. Специальные датчики через Wi-Fi круглосуточно транслируют информацию о климате в мониторинговый центр.
Что касается самой экспозиции, то она выстроена в четырех залах в основном по хронологическому и художественному принципу.
- Назовете самые интересные иконы?
- К началу XIV века относятся четыре иконы деисусного чина из села Вазенцы на реке Онеге. В собрании Эрмитажа находятся две псковские иконы XIV века - мощный «Спас Вседержитель» и «Богоявление», которая интересна необычным фоном из олова. Такие иконы единичны.
Среди новгородских икон - две минеи, на февраль и март, своеобразные календари с изображением святых и праздников. Это самые древние минеи, они относятся ко второй четверти XV века. Они еще до революции были вывезены из Выговской пустыни (Олонецкий уезд) реставратором-старообрядцем Федором Каликиным.
Огромная икона «Страшный суд» из архангельского села Нёнокса написана в третьей четверти XV века. Это образец ранней иконографии по этому сюжету с видением пророка Даниила с трубящими ангелами из сцены воскресения мертвых и аллегории четырех царств. Раньше считалось, что такие детали появились на иконах только в XVI веке. Это живое искусство с бурей эмоций, наполненное внутренней энергией и духовной силой. Эмоции исчезли с икон через несколько десятилетий.
- А что нам досталось от XVI века?
- Северные письма - «Троица Ветхозаветная» и «Илья Пророк в пустыне», своеобразная икона-праздник, из уже упоминавшегося села Вазенцы. Такие иконы в начале ХХ века вдохновляли русских авангардистов.
Завершают экспозицию произведения XVII века. «Царские врата» из московского Симонова монастыря созданы мастерами Оружейной палаты. Икона «Иоанн Богослов в молчании» написана Николаем Кулюксиным, работавшим в Кирилло-Белозерском монастыре. «Богоматерь Казанская» Симона Ушакова поступил в Эрмитаж из Русского музея в начале 1960-х годов к 20-летию нашего отдела.
- На какой уровень знаний публики вы ориентировались при создании экспозиции?
- Конечно, светскому зрителю для знакомства с нашей экспозицией требуется хотя бы минимальная подготовка. Правда, мы постарались основные сюжеты снабдить разъясняющими текстами.
Порекомендую для начала почитать книгу группы авторов «История иконописи (истоки, традиции, современность)», изданную в 2002 году.
- Можно ли ожидать новых находок старых икон, если сейчас организовать экспедицию по глухим местам?
- Однозначно, нет. После выхода книги Владимира Солоухина «Черные доски» (1969) следующие 20 лет шел тотальный поиск и прочесывание всех селений. Вывезли все. То, что сейчас появляется на рынке икон, уже не первоисточник, а как минимум первая перепродажа.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 049 (6447) от 19.03.2020 под заголовком «На постоянное место жительства».
Комментарии