В Эрмитаже прошла онлайн-встреча с Михаилом Пиотровским и Игорем Малкиелем

В Эрмитаже по программе научных событий, посвященных выставке «Фаберже – ювелир императорского двора», состоялась онлайн-встреча с Михаилом Пиотровским, генеральным директором музея, и Игорем Малкиелем, заведующим лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов. Говорили о работе музейного Референтного центра, но сначала было сделано важное заявление.

В Эрмитаже прошла онлайн-встреча с Михаилом Пиотровским и Игорем Малкиелем | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Ювелирное искусство в эрмитажном контексте

Пиотровский сообщил, что «лаборатории реставрации драгоценных и археологических металлов поручено исследовать произведения из частного собрания, которые представлены на выставке «Фаберже – ювелир императорского двора». Получено разрешение владельца на проведение этих работ. Предметы будут изучаться так же подробно, как скульптура «Виктория» Кальватоне, исследование которой показало, что в ней сделано в римское время, а что в XIX веке в Германии.

Другое направление изучения представленных на выставке предметов – продолжение поиска в архивах, ссылки у владельца имеются. Наконец, третье направление – это сама выставка как искусствоведческое исследование, как показ новых предметов в эрмитажном контексте в сопоставлении с произведениями из нашего собрания. Вся работы будут вестись под тремя хештегами – «музей – это не магазин», «эрмитажная выставка – не предпродажный показ», «Эрмитаж – храм науки».

2 – 4 марта в Эрмитаже состоится традиционная большая конференция по ювелирному искусству – и целый день будет посвящен Фаберже, там будут доклады, связанные с историей вещей этого ювелира. В ходе работ уже вырисовываются некоторые научные темы. Первая – «Фаберже и война»: создавались ли во время Русско-японской войны императорские пасхальные подарки? Видимо, создавались. Вторая тема связана с бытованием произведения прикладного искусства, каждая вещь имеет историю жизни, пасхальные яйца подвергались реставрации с заменой деталей и портретов. Третья тема – это проблема тиражирования. «Яйцо с курочкой» существует в нескольких вариантах, это старая европейская традиция.

Говоря о Референтном центре, Пиотровский отметил, что «его оборудование будет использоваться всеми реставрационными мастерскими Эрмитажа. Оно не будет простаивать ни минуты. Материалы исследований мы будет показывать и публиковать. Разумеется, в нашем эрмитажном стиле, в котором есть слово «хештег», но нет «фуфло», «фальшак» и т. п.».

«Рабочие лошадки» ученых

Малкиель рассказал о некоторых завершенных и предстоящих исследованиях ювелирных изделий разных эпох. Такие работы обязательно предшествуют научной реставрации музейных предметов. Но прежде показал, как выглядят «рабочие лошадки» ученых. Так ласково он называл современную технику, которая позволяет быстро и качественно проводить самые сложные работы.

Лаборатория была создана ровно 17 лет назад, в феврале 2004 года. В 2016-м Эрмитаж заключил соглашение с концерном Carl Zeiss и холдингом OPTEK о сотрудничестве по апробации новой техники в реставрации. За прошедшие годы партнеры организовали международный проект labs@location, который объединяет 35 исследовательских лабораторий по всему миру. В Эрмитаже был создан и продолжает оснащаться Референтный центр. Именно там трудятся «рабочие лошадки».

Оптический микроскоп с увеличением в 7 тысяч раз способен проводить послойное сканирование. Компьютер соединяет слои в единую картинку, показывая, как окислились древние монеты или как отслоилась живопись на цинке. Другой прибор имеет два объектива и может быстро узнать, от одного или разных штампов происходят византийские монеты.

Электронный микроскоп с разрешением до одного нанометра позволяет исследовать ювелирные изделия, выполненные в технике «кундан», когда драгоценные камни вдавливали в тончайший слой золота с образованием между ними молекулярных связей. В центре работает электронный микроскоп, которым можно управлять с мобильного телефона, и есть прибор, существующий всего в двух экземплярах. Первый – в Эрмитаже.

По упомянутому международному проекту сотрудники музея работали на рентгеновском микроскопе в Германии, где получили объемные изображения вышивки и стеклянных волокон. Рентгеновский анализатор, приобретенный для эрмитажного центра, позволяет изучать пигменты и их химический состав сразу по всему живописному полотну.

Томография, которую мы обычно связываем с медициной, служит и музейной науке. Она позволила с помощью послойного сканирования найти дефект в золотых часах, не разбирая их. С особой гордостью Малкиель рассказал о «Дзидзай-Окимоно. Змея» – совместном проекте с японскими специалистами по исследованию подвижного металлического предмета мастера Метин Мунэмаса. Змее больше двухсот лет, и она перестала двигаться. Были сделаны две тысячи сканов, предмет исследован снаружи и внутри во всех мыслимых разрезах. Выяснили, где использованы ковка, пайка, заклепки. Поврежденная деталь найдена и быстро отреставрирована.

Недавно Референтный центр получил газовый хроматомасс-спектрометр для изучения и идентификации с высокой точностью органических соединений. Работы на нем – впереди.

Нанотехнологии 28 веков тому назад

В финале лекции Малкиель рассказал несколько историй из жизни реставраторов. Первая связана с древним государством Урарту. В 1949 году Борис Борисович Пиотровский обнаружил клад из бронзовых чаш, которые не были повреждены коррозией. За 28 веков бронза должна была превратиться в полный прах из окислов. Но этого не произошло. Исследования показали, что поверхность чаш покрыта углеродной нанопленкой с частицами меди и олова толщиной 200 микрон. Чаши были найдены в карасе – глиняном сосуде. По всей вероятности, во время пожара в сосуд попали угли, которые выжгли весь кислород. «Такими были нанотехнологии 28 веков назад», – заметил ученый.

Исследования эгрета (украшения к головному убору или прическе), который был в 1870 году подарен Алим-ханом Александру II, показало, что на подложке для драгоценных камней использован фуксин. Этот органический краситель был изобретен в 1856 году и быстро проник в Центральную Азию. Другой эгрет относится к эрмитажным сокровищам Великих Моголов. Он был выполнен в технике «кундан» на нефритовом основании и дошел до нас в «руинированном» состоянии. Реставраторы соединили нефритовые детали с помощью керамического композитного материала и сделали снимок в УФ-лучах. Если будут созданы более совершенные технологии, то композит можно легко заменить. Он хорошо виден на компьютере. Исследования столика для кувшинов с благовониями и чаши из той же коллекции позволили выяснить все стадии производства ювелирных изделий – изготовление пластин с рубинами, алмазами и изумрудами в технике «кундан», изготовление эмалей и соединение их на одной подложке. Одновременно был создан реставрационный паспорт предметов: в ультрафиолете каждый натуральный камень светится по-своему.

В Эрмитаже хранится чаша Моголов, украшенная драгоценными камнями и эмалями. Но крышка сделана с помощью пайки и отличается от основной части, исполненной в технике «кундан». Кроме того, гайки не использовались во времена Великих Моголов, да и эмали другие. Возможно, крышка была изготовлена или переделана Карлом Фаберже, который 12 лет работал при императорском дворе, прежде чем стал его поставщиком. Исследование чаши будет проведено в Референтном центре.

#Эрмитаж #наука #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 32 (6870) от 25.02.2021 под заголовком «Зачем Эрмитажу томограф».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?