В Эрмитаже прошла научно-практическая конференция «Свет в музее»

Более 400 участников вживую и онлайн, 30 докладов музейщиков и ученых, мастер-класс по светотехнике и учреждение светотехнического образовательного союза, рассказ о достижениях и неформальный разговор о проблемах. Такой насыщенной была двухдневная работа II международной научно-практической конференции «Свет в музее». Она состоялась в Эрмитаже на двух площадках — в атриуме Главного штаба и реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня».

В Эрмитаже прошла научно-практическая конференция «Свет в музее» | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Приветствуя участников конференции, Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, назвал две ключевые темы для обсуждения. Первая — сохранность музейных предметов и их показ. Вещам комфортнее там, где темно. Зрителям нужно побольше света, чтобы лучше все рассмотреть. Решение дает гармоничное сочетание технологий и эстетики. Вторая проблема касается крупных музеев. Невозможно создать единую систему освещения для разных залов, музейного магазина и т. д. Для каждого помещения необходимо искать индивидуальное решение. Особенно в тех случаях, когда архитектура требует рассматривания.

Алексей Богданов, заместитель генерального директора Эрмитажа, напомнил, что первая конференция состоялась четыре года назад. С тех пор приняты два ГОСТа и два ПНСТ (предварительных национальных стандарта) по музейному освещению в залах, фондах, реставрационных мастерских, а также использованию в музеях светодиодов.

Эрмитаж совместно с одной из российских компаний готовит эксперимент по изучению субъективного восприятия масляной живописи. Каждый посетитель сможет под себя подрегулировать освещение картины. Собранные данные покажут, какой свет востребован публикой.

Что касается проблем, то Богданов считает, что настало время наполнить музеи светотехникой российского производства. Необходимо исследовать воздействие на предметы светодиодов, которые вытесняют все остальные источники света. А также создать стандарты защиты этих предметов от естественного освещения.

Среди сообщений музейщиков большой интерес вызвали доклады Марины Чистяковой, заместителя директора Государственного исторического музея, Сергея Сирро, заведующего отделом технологических исследований Русского музея, и Елены Прохановой, заведующей отделом Реставрационного центра имени И. Э. Грабаря.

Чистякова рассказала, как в Москве показывали выставку придворного костюма из собрания Эрмитажа — использовался только верхний свет. Для показа серии портретов смолянок Дмитрия Левицкого из Русского музея — только освещение снизу и сбоку. Все для того, чтобы и экспонаты не повредить, и публике доставить удовольствие.

Сирро поведал 70‑летнюю историю применения УФ-ламп для исследования картин, в частности, наличия поздних записей. Лампы, созданные в 1952 году, служат до сих пор. Но их можно переносить не дальше соседней комнаты. В результате совместной работы сотрудников Русского музея и российских инженеров создан опытный образец УФ-светодиодной лампы. Она может питаться от автомобильного аккумулятора и прошла полевые испытания на объектах культурного наследия в Ленинградской области.

Проханова говорила о том, что свет — это рабочий инструмент реставратора. Для живописи, мебели, тканей, изделий из кости требуются разные светильники. Пока нет стандартного оборудования, поэтому реставраторы внимательно следят за новинками светотехники. Где‑то подходит световая панель для фотографов, а где‑то — лампа зубного техника.

Ученые, выступавшие на конференции, продемонстрировали образцы ламп с автономным питанием для показа, например, труднодоступных росписей в храмах, а также беспро­водные системы контроля освещения. Все они созданы на отечественных предприятиях. Как и световая навигация, которая установлена во входной зоне Главного штаба.

В финале Павел Цветков, руководитель петербургской компании, рассказал о создании нового освещения интерьеров Исаакиевского собора. Теперь с помощью почти 600 светильников можно реализовать 40 световых сценариев. При этом по сравнению с прежней системой освещения энергопотребление уменьшилось в три раза.


#конференция #Эрмитаж #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 77 (7160) от 28.04.2022 под заголовком «Светить всегда, светить в музей».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?