В Эрмитаже представили скульптуры из коллекции Петра I

В Арапском зале Зимнего дворца развернута выставка «Скульптура из коллекции Петра Великого».

В Эрмитаже представили скульптуры из коллекции Петра I | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Можно считать, что она начинается в вестибюле дворца, где в нишах стоят большие статуи «Адонис» и «Диана». Их не стали поднимать в Арапский зал. На своем месте в зале Диониса осталась и «Венера Таврическая». Они входят в коллекцию Петра, к выставке их снабдили подробными этикетками.

Эта выставка из серии, посвященной Петру. Хорошо, что выставки небольшие, камерные и позволяют рассказать о разных сторонах его деятельности, — говорит куратор и автор концепции Сергей Андросов. — До конца ХVII столетия Россия не знала круглой скульптуры, положение изменилось в царствование Петра I. Он ее привез. Петр обладал удивительным энтузиазмом в отношении скульптуры. За короткое время ему удалось собрать большую коллекцию. Надо учитывать и свинцовую скульптуру, которую покупали в Голландии, она не сохранилась.

В коллекции Петра было более 250 произведений, до наших дней дошло примерно две трети. Он заказывал скульптуру для Летнего сада и Петергофа, позже часть попала в Царское Село, Павловск, Эрмитаж. Коллекция распределилась в XVIII веке, примерно так она и живет.

Выставка в Арапском зале объединила без малого двадцать небольших статуй размером около метра, в основном из собрания Эрмитажа.

Скульптура «Пастух» считается первой античной статуей, попавшей в Россию. Ее купил Юрий Кологривов — первый художественный агент русского императора. Самое известное его приобретение — «Венера Таврическая». В 1718 году в Риме Кологривов погрузил на корабль большую партию произведений современных, а также древнеримских мастеров. Судя по стоимости, многие из них были небольшого размера.

В Летнем саду, кроме большой скульптуры под открытым небом, в гроте, располагавшемся на месте Кофейного домика, стояли статуи меньшего размера, антики и особо ценные экземпляры. В основном эти вещи попали в Таврический дворец, оттуда в Эрмитаж. Некоторые можно увидеть на выставке. К примеру, бюсты «Мавра» и «Мавританки» из цветного мрамора, копию со «Спящего гермафродита», знаменитой древнеримской статуи, восходящей к греческому оригиналу середины II века до н. э.

Скульптура2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мраморная группа «Борьба лапифов с кентавром» работы Франческо Бертоса — одно из поздних приобретений графа Саввы Владиславича-Рагузинского. Он заказывал и покупал для Петра скульп­туру в Венеции. Среди доставленных им в Петербург в Арапском зале статуя «Святая Тереза», созданная римским скульптором конца XVII века.

На выставке показаны шесть изображений античных богов и богинь из серии, исполненной итальянским скульптором Антонио Тарсиа специально для царицы Екатерины. Фигуры «Юпитер», «Юнона», «Аполлон», «Венера» хранятся в собрании Эрмитажа. «Марс» и «Диана» прибыли из Серпуховского историко-художественного музея. Судя по всему, они были украдены при перевозке скульптур из Летнего сада в Таврический дворец, со временем попали в музей Серпухова. Их привезли в Эрмитаж, отреставрировали. Впервые с XVIII столетия серия собрана вместе.

По ранним документам, группа «Оплакивание» венецианского мастера Джованни Дзордзони тоже стояла в гроте Летнего сада, оттуда попала в Петропавловский собор, где была установлена над гробницей Петра. Ее сняли, привели в порядок, после выставки она вернется в собор.

Две забавные статуи мальчиков «Азия» и «Африка» прибыли на выставку из Меншиковского дворца. Это работа голландского мастера Бартоломеуса Эггерса. Скульптор работал в основном в Германии в Берлине. Предполагается, статуи были подарены русскому царю прусским королем. Когда‑то они тоже были в Летнем саду.

Рагузинский представил Петру альбом с зарисовками статуй и бюстов, заказанных или купленных им в Венеции в 1717 году. Альбом хранится в библиотеке Академии наук. На выставке есть из него фотографии. Можно узнать, какие статуи попали в первую партию приобретенных. Далее Петр дал своему агенту свободу заказывать статуи на свое усмот­рение. Деятельность Рагузинского как художественного агента продолжалась до 1722 года, потом он вернулся в Россию. Скульптуру продолжали заказывать. Последние произведения прибыли в Петербург уже после смерти Петра. Так, скульптурная группа «Аллегории Ништадтского мира», которая по сей день стоит в Летнем саду, пришла в Россию в 1726 году.

#Петр I #Эрмитаж #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (7268) от 04.10.2022 под заголовком «Первым в Россию приехал «Пастух»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?