В Эрмитаже представили нидерландские алтари-складни XV – XVI веков
В Аполлоновом зале Зимнего дворца выставка трех экспонатов. Это алтари-складни, расписанные нидерландскими мастерами XV – XVI веков. Поводом для показа стала недавно завершившаяся сложная реставрация.
Фото Александра Дроздова
По снимкам, сделанным до вмешательства специалистов, видно, что авторская живопись покрыта поздними записями, загрязнениями, слоями пожелтевшего лака. Теперь складням вернули облик, задуманный авторами, яркость и чистоту красок.
Главный герой выставки — диптих Робера Кампена «Троица» и «Мадонна с младенцем у камина». На створках складня противопоставляются детство Христа и его жертва во имя спасения рода человеческого. Кампен наравне с братьями ван Эйк считается пионером техники масляной живописи. В работе он использовал краску ультрамарин. В отличие от других пигментов ее часто изготавливали на клеевом связующем. По этой причине со временем краска становится мутной, перестает быть заметно синей. Реставратор Валерий Бровкин сумел восстановить авторский колорит произведения. Ярко-синий цвет бросается в глаза с порога зала.
Первоначально картины обрамляла рама, в XVII – XVIII веках ее заменили декоративным орнаментом. В XIX столетии, когда диптих вошел в коллекцию Эрмитажа, для него изготовили новую раму, закрывающую орнамент. В Аполлоновом зале произведение Кампена демонстрируется без обрамления.
О том, как могла выглядеть оригинальная рама, можно судить по другому экспонату — складню «Снятие с креста». Он сохранился в первоначальном виде. Его композиция повторяет большой алтарь Рогира ван дер Вейдена из собрания Прадо в Мадриде. На внутренней стороне боковых створок нанесен текст молитвы на латыни, а на наружной в закрытом состоянии складня видны изображения гербов, что, вероятно, говорит о семейном союзе. Дендрохронологический анализ определил дату создания живописи — не ранее 1513 года, уже после смерти Рогира ван дер Вейдена, вероятно, в стенах бывшей мастерской мастера.
Складень реставрировали не раз. Покрывавший картину лаковый слой разложился, живопись под ним выглядела загрязненной, местами смытой. Современная реставрация вернула памятнику первоначальное цветовое решение.
В состав выставки вошла и картина Питера Кука ван Альста «Моление о чаше», созданная в Нидерландах между 1527 и 1530 годами. Это известная вещь, она висела в постоянной экспозиции музея. Считается, что изначальный формат произведения — створка несохранившегося складня. О том, каким он был, данных не осталось. В Эрмитаж картина поступила в ее нынешнем виде в начале XIX века. Ее автор Питер Кук ван Альст — один из основателей крупнейшего клана нидерландских живописцев, отец жены Питера Брейгеля Старшего и дед братьев Брейгелей — Питера Младшего и Яна Старшего.
Сюжет «Моление о чаше», переданный тремя евангелистами, рассказывает о последних часах Иисуса перед арестом. Изначально доска была чуть выше и значительно уже. Вероятно в XVII или XVIII веке владелец решил сделать картину более привычной по формату или просто подгонял ее под размер своего помещения.
Фотографии в инфракрасном спектре показывают, что живописное произведение было распилено на куски сложной формы, затем, как пазл, «пересобрано» и наклеено на другую основу. Возникшие пустоты заполнили тонкими досками, на поверхность которых нанесли живопись, ориентируясь на цвет картины того времени — желтоватый потемневший лак. После снятия слоев лака и удаления загрязнений стало заметно, что вставки здесь «чужие». Сложно было связать сохранившиеся авторские фрагменты с дополнениями, чтобы картина «не рассыпалась». Реставратору Максиму Лапшину удалось справиться с этими сложностями. Он сумел свести картину в единое целое.
Выставка позволяет сравнить разные реставрационные решения, рассмотреть старые шедевры во всех деталях, оценить колористическое богатство произведений нидерландских мастеров.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (7280) от 20.10.2022 под заголовком «Шедевры в первозданном цвете».
Комментарии