В Эрмитаже представили инклюзивный проект «Искусство в ощущениях. Античность»

В Эрмитаже запущен новый инклюзивный проект «Искусство в ощущениях. Античность». В шести залах искусства Античного мира рядом со знаменитыми оригиналами классических скульптур, изображающих древних богов и героев, установлены тактильные копии для слабовидящих.

В Эрмитаже представили инклюзивный проект «Искусство в ощущениях. Античность» | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, представляя проект, отметил: «В музее действует большая программа для знакомства с искусством как можно большего количества посетителей с разными возможностями. В данном случае слабовидящих. В последние годы музей показал тактильные копии картины Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа», «Автопортрета» Рембрандта, фресок древнего Пенджикента. Возможность потрогать — это и подарок для всех зрителей. Чтобы с помощью тактильных ощущений они могли серьезнее заинтересоваться глубоким искусством Античности».

Руководитель музея поблагодарил большую междисциплинарную команду, работавшую над проектом. Кроме пяти подразделений Эрмитажа это петербургские эксперты по инклюзии, в том числе Ия Ростомашвили, а также ­скульпторы Юлия Андриевич и Марат Батулин.

Как сообщила нашей газете Ирина Никулина, куратор проекта, научный сотрудник отдела Античного мира, для создания тактильных копий были выбраны пять произведений. Критерии были такими — изображенные персонажи имеют интересные истории, скульптуры богаты тактильно, они расположены по одному в разных залах античного искусства, что позволяет создать экскурсионный маршрут. Наконец, размер копий выбирался таким, чтобы они могли легко транспортироваться для показа проекта в центрах Эрмитажа, расположенных в других российских городах. В большинстве случаев тактильные копии уменьшены относительно оригиналов. Только камея Гонзаго несколько больше. Каждая копия установлена на гранитный пьедестал, который гармонирует с интерьером определенного зала Античного мира. На этих пьедесталах установлены пиктограммы «Можно трогать» и QR-коды, отсылающие к звуковым комментариям о скульптурах.

Как рассказала Андриевич, строгие музейные правила не разрешают передвигать античные скульптуры. Поэтому для изготовления копий использовались не сканеры, а обычные фотоаппараты. На основе десятков снимков, сделанных со всех возможных ракурсов, была создана цифровая 3D-модель каждой скульптуры. Она была доработана по рекомендациям музейных сотрудников. И только потом на 3D-принтерах были отпечатаны тактильные копии, учитывающие фактуру мрамора. Он разный у всех античных оригиналов.

Шестым персонажем проекта был выбран портик здания Нового Эрмитажа, который украшают знаменитые гранитные Атланты. Как известно, эти десять пятиметровых фигур созданы в 1846 – 1848 годах скульптором Александром Теребеневым. Они давно и заслуженно стали символом Эрмитажа и всего Петербурга. Уменьшенная копия портика с Атлантами представлена у входа на Парадную лестницу здания Нового Эрмитажа. Оригинал — буквально в двух шагах за массивными дверями. Они открываются только по особым случаям.

Таким случаем стал фестиваль с тем же названием — «Искусство в ощущениях. Античность», который проводится в Эрмитаже по 15 октября. В программе ­фестиваля — ежедневные театрализованные экскурсии для людей с ограниченными возможностями. Тексты сочинили сами исполнители — одиннадцать актеров «Парт Академии» на основе материалов, предоставленных сотрудниками Эрмитажа. В Римском дворике Вероника Дзиова играет роль ягненка. У Парадной лестницы Екатерина Бондарь выступает в роли Урана — бога неба, она читает монолог, который начинается словами: «У меня работа — мечта. И я отлично с ней справляюсь». Анастасия Брагина уверена, что ее Афина — «только одна абсолютно спокойна, бесстрастна и справедлива».


#Эрмитаж #проект #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (7274) от 12.10.2022 под заголовком «Прикосновение к Античности».


Комментарии