В Эрмитаже отметили день рождения Бориса Пиотровского двумя выставками
Двумя изящными выставками, необычным представлением книги Михаила Пиотровского и традиционными ежегодными чтениями отметил Эрмитаж 14 февраля - день рождения Бориса Борисовича Пиотровского, который руководил музеем больше двадцати лет.
Фото: Pixabay / DEZALB
Первая выставка называется «Древности музея «Тапан» (ковчег)». Этот небольшой проект является дружественным жестом крупнейшего музея России, адресованным своему «коллеге» из Москвы, который открылся всего три года назад с целью хранить и показывать искусство Армении. Среди представленных предметов глиняные кувшин и блюдо, а также металлический пояс с чеканным орнаментом. Они созданы в древнем государстве Урарту, которое открыл и исследовал Пиотровский.
Другая выставка имеет длинное название - «Сокровище персидской принцессы: китайское фарфоровое блюдо из коллекции Аль-Тани». Этот предмет был создан в самом начале XV века, тогда фарфор умели делать только в Китае. Подобных произведений сохранилось не более десятка. Блюдо было дипломатическим подарком и принадлежало принцессе Махин Бану. Позже ценным предметом владел падишах Шах-Джахан, создатель Тадж-Махала. Затем на триста лет следы блюда теряются, оно появляется на аукционе только в 1967 году. Сейчас принадлежит шейху Аль-Тани.
Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Лидия Поточкина, куратор выставки, научный сотрудник отдела Востока ГЭ, изображение виноградной лозы на дне блюда означает пожелания здоровья и долгих лет жизни. На стенках блюда перемежаются цветы и грибы «чжи» - у даосов они считались пищей бессмертных мудрецов. На «борту» блюда - орнамент в виде морской волны. Такое «клеймо» имели право ставить только императорские мастерские. Выставку дополняют китайский фарфор и созданная под его влиянием иранская керамика XVI - XVII веков из собрания Эрмитажа.
В программу чтений входило сообщение Микаэла Бадаляна, директора музея-заповедника «Эребуни», о том, как ученые и общественность в трудных экономических условиях сохраняют археологическую зону, где находилась крепость Кармир-Блур, раскопанная Б. Б. Пиотровским.
Юрий Пятницкий, старший научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока, рассказал малоизвестную историю об организованной в 1929 - 1932 годах выставке древнерусских икон, которую эмиссары советской власти возили по западным столицам с целью продажи. Но не нашлось покупателей.
Вечером Михаил Пиотровский и художник Анатолий Белкин сыграли в Эрмитажном театре небольшой спектакль - диалог, посвященный выходу книги «Выбор директора. Эрмитаж». Это первая в России книга в международной серии, в которой руководители крупнейших музеев мира создают путеводители по своим сокровищам. Пиотровский выбрал около 30 произведений. От знаменитых камеи Гонзага и картины «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко до малоизвестных публике «Чесменской чернильницы» и фарфорового блюда Александры Щекатихиной-Потоцкой «Петроград 1922 года».
Белкин задавал детские вопросы, типа «кто был тот голландский художник, который создал картину про блудного сына и зачем он так напрягался?». Пиотровский всякий раз пояснял: то с ироничными комментариями, то серьезно рассуждая об актуальности вечных сюжетов. Полтора часа при полной тишине заинтригованного зала пролетели незаметно. Напоследок Пиотровский открыл «Выбор директора» на странице с изображением парадного кольца для стрельбы из лука, украшенного рубинами, и заметил: «Это кольцо принадлежало Шаху-Джахану, тому самому, что строил Тадж-Махал и владел китайским блюдом, показанным сегодня. Вот зачем Эрмитаж».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 029 (6627) от 18.02.2020 под заголовком «Вот зачем нам Эрмитаж».
Комментарии