В Эрмитаже открылась выставка живописца Виргилиуса Эриксена
В Николаевском зале Зимнего дворца развернута выставка, посвященная творчеству датского живописца Виргилиуса Эриксена, приуроченная к 300‑летию со дня его рождения.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
О нем немного сведений даже на родине. Родился в Копенгагене в семье корабельного мастера, рисованию учился у художника немецкого происхождения Иоганна Саломона Валя. Потерпев неудачу в конкурсе на золотую медаль в Королевской академии художеств, отправился в Россию, где еще правила Елизавета Петровна.
Следующие пятнадцать лет стали звездными в жизни Эриксена. Удача улыбнулась ему во время обеда кавалеров ордена Святого Андрея Первозванного. Чуть ли не на салфетке он набросал эскиз, приглянувшийся императрице, она заказала портрет. Елизавета Петровна старела, ей не нравились собственные изображения. А у Эриксена был дар: он умел сгладить возрастные изменения, сохранив внешнее сходство.
Это его качество ценила и Екатерина II, доверявшая художнику самые ответственные работы — от крошечных миниатюр для жалованных портретов, заключенных в драгоценные алмазные рамки, до огромных полотен, таких как ее портрет верхом в гвардейском мундире во время переворота 1762 года. Эту самую известную свою картину художник подписал «Виргилиус Эриксен, датчанин». Его имя навсегда связано с началом царствования Екатерины Великой. Им написаны лучшие портреты первых десяти лет ее правления, без которых не обходится ни одна биография императрицы.
Екатерина II украшала ими дворцовые интерьеры и использовала как дипломатические подарки. Эриксену приходилось повторять свои произведения. Не меньше четырех раз он повторил портрет императрицы в коронационном платье — для датского, английского и прусского дворов, а также для Академии художеств. Дважды писал Екатерину II верхом в дни переворота — огромные полотна для зимней резиденции в Петербурге и для Тронного зала в Петергофе. Были копии и меньшего размера.
На выставке собраны картины, рисунки, гравюры, скульптуры, миниатюры, медали и предметы декоративно-прикладного искусства из десяти музеев и частных коллекций, относящиеся к русскому периоду жизни Эриксена.
В Николаевский зал вернулось время Екатерины в лицах — изображения ее самой и людей близкого круга. Императрица в роскошном коронационном платье, она же в одеянии бальном, в гвардейском мундире верхом на лошади, перед зеркалом…
Екатерина любила драгоценности, они присутствуют на ее изображениях. Юного наследника престола Павла Петровича Эриксен написал в костюме, усыпанном драгоценными камнями. Большой камень украшает голову лошади на конном портрете императрицы. Во времена Екатерины II этот портрет находился в галерее Эрмитажа, напоминая о бурных днях государственного переворота 1762 года. Логично, что рядом располагались изображения фаворита императрицы Григория Орлова и его брата в кавалергардской форме.
Огромные портреты рядом и на выставке, они в центре внимания. Правда, на сподвижниках Екатерины другое облачение, оно напоминает о грандиозном зрелище 1766 года. Тогда в Санкт-Петербурге состоялось представление, вошедшее в историю как «Великолепная карусель», — турнир-состязание в подражание рыцарским турнирам в искусстве верховой езды и ловкости. В программу входили выступления конных и пеших кавалеров в роскошных одеждах, разделенных на группы («кадрили») — Славянскую, Римскую, Турецкую и Индийскую. Римскую возглавлял Григорий Орлов. Память об этой карусели сохранили мемуары и письма современников, произведения медальерного искусства и портреты братьев Орловых кисти Эриксена. Художник получил заказ на портреты кавалеров и дам в карусельных костюмах, до нашего времени дошли только два: Григория и Алексея Орловых.
Как и многое в биографии Эриксена, причина его отъезда в Данию остается неясной. Он вернулся в Копенгаген к лету 1772 года, получил место придворного портретиста. Скончался в мае 1782 года в собственном доме на ферме Рунгстедгорд.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (7198) от 28.06.2022 под заголовком «Любимый портретист императрицы».
Комментарии