В Эрмитаже открылась выставка трёх картин художника Бернардино Луини

На выставке (0+) представлены картины одного из самых успешных последователей Леонардо да Винчи.

В Эрмитаже открылась выставка трёх картин художника Бернардино Луини | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Две из них — «Святая Екатерина» и «Святой Себастьян» — считались когда‑то работами самого Леонардо. Во второй половине XIX века они поступили в Эрмитаж именно под его именем. Однако уже тогда исследователи усомнились, провели сравнительный анализ и в 1864 году назвали автором Луини.

Луини2.jpg
ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Теперь обе картины прошли долгую научную реставрацию. С них были удалены слои пожелтевшего лака и поздние записи, так что вновь проявились скрытые прежде детали (например, цветы у ног Святого Себастьяна и волосы на его груди), а также изначальные краски. И стало еще очевиднее, что это творения очень достойного мастера.

Третий экспонат — «Распятие с Мадонной, святыми Павлом, Марией Магдалиной, Иоанном и Франциском» — отправится к реставраторам после завершения выставки. Пока же она являет собой пример еще не раскрытой картины. И очередное свидетельство того, что Луини не был учеником Леонардо. В ранних работах художника усмат­ривается скорее влияние северной, нидерландской, школы живописи.

Однако со временем он освоил манеру и технические приемы кумира, открыл мастерскую, стал тиражировать самые успешные из своих композиций, за что не раз подвергался критике. На выставке в Аполлоновом зале можно убедиться как в несомненном мастерстве Луини, так и в том, что его картинам не присущи глубина и цельность, отличающие шедевры Леонардо.

Но это лишь одна из возможных тем для размышления. Не менее важная линия — работа реставраторов, о которой подробно рассказано в поясняющих текстах и видеосюжете. Любознательный посетитель узнает о высоком профессионализме сотрудников Эрмитажа и о том, как бережно расчищают старые картины. О сложнейших исследованиях, которые проводятся для того, чтобы понять, какие из поздних записей можно удалить, а какие лучше оставить (ведь не подо всеми сохранилась авторская живопись).

Но есть и еще одна история. Параллельно с реставрационными работами были проведены научные изыскания, позволившие переосмыслить сюжет «Святого Себасть­яна» Луини. «Считалось, что это изображение влюбленного в образе святого Себастьяна, — рассказывает Зоя Купцова, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа. — Герой признается в чувствах к возлюбленной, указывая на табличку с надписью на латыни «Как охотно из любви к тебе я терп­лю сладкие стрелы, помни». Эта фраза происходит из средневековой версии «Метаморфоз» Овидия, и раньше считалось, что изображенный — жертва жестокой любви».

Однако такая трактовка вступает в противоречие с личностью героя. Еще в начале ХХ века предположили, что картина представляет собой аллегорический портрет Франческо II Марии Сфорца, сына Лодовико Сфорца. При поддержке Папы Льва X и императора Священной Римской империи Карла V он стал герцогом Милана в начале XVI столетия, хотя изначально намеревался посвятить себя служению церкви. Молодой человек отнюдь не являлся дамским угодником. Милан достался ему разоренным очередной войной, а затем в город пришла чума. Неопытному правителю пришлось нелегко. И, судя по всему, Франческо Сфорца решил увековечить свои заслуги, заказав портрет.

Почему в образе святого Себасть­яна? Потому что тот считался защитником от чумы. И, соответственно, надпись на картине можно истолковать не как обращение к возлюбленной, а как своего рода присягу в верности своему городу и Богу, подтверждение готовности пострадать ради них. Тем более что цитата взята не из оригинального текста древнеримского поэта, а из так называемого «Морализованного Овидия», в котором проводятся поучительные параллели между античными сюжетами и Священным Писанием.

К слову, о том, как снизить риск распространения чумы, размышлял еще Леонардо да Винчи, которого пригласил ко двору Лодовико Сфорца. Помимо всего прочего мастер составил для миланского герцога проект благоустройства города, где подробно описал способы избавления от нечистот и очистки улиц.

Дальше еще интереснее. «На зад­нем плане картины вы видите деревья с листвой и корнями, — говорит Зоя Купцова. — Это важно, потому что в Кастелло Сфорцеско, главной резиденции миланских герцогов, есть Sala delle Asse — зал, который Леонардо да Винчи расписал таким образом, чтобы создать иллюзию беседки под открытым небом, со сводом из древесных ветвей и корнями, уходящими «в пол». Получается, этот «Святой Себастьян» мог дополнять зал для официальных приемов в Кастелло Сфорцеско».

Речь идет о знаменитой росписи Леонардо, которая чуть не погибла во времена Наполеоновских войн, когда Sala delle Asse был превращен в конюшню. То, что удалось спасти, сегодня могут увидеть посетители миланского замка, ставшего музеем. И значит, Луини с великим мас­тером, чьими работами он вдохновлялся, связывает еще одна нить.

Да, на его картине к голове герцога (который, по свидетельствам современников, не был сложен атлетично) приставлено роскошное тело неизвестного натурщика. Да, неудачное сочленение замаскировано бородой. Да, этот оммаж гению трогательно несовершенен. Зато «Святая Екатерина», написанная примерно в те же годы или чуть позже, демонстрирует и большее техническое совершенство, и полный набор заимствованных у Леонардо приемов — характерный тип лица, загадочную полуулыбку, мягкую дымку сфумато.

Не случайно эту композицию Луини повторил многократно. Подобные картины хранятся в нескольких музеях и частных собраниях по всему миру. Эрмитажная версия считается возможным оригиналом и после реставрации еще больше похорошела. Это особенно заметно по одеянию святой, которому вернули изначальный цвет (насыщенно красный, подчеркнутый темно-бордовыми тенями), и на котором можно теперь рассмотреть изящные золотые детали. Тем более что в Аполлоновом зале подойти к картине можно достаточно близко.

Когда же выставка закроется, «Распятие» отправится в реставрационную лабораторию. А «Святой Себастьян» (под обновленным названием «Франческо Сфорца в образе святого Себастьяна») и «Святая Екатерина» вернутся на постоянную экспозицию в зал № 215.

Читайте также:

В Эрмитаже открылась выставка «Древняя Синдика и Семибратнее городище»

Восковая память в Эрмитаже: «Персона» и бюст, запечатлевшие настоящего Петра


#выставка #Эрмитаж #Бернардино Луини

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (8025) от 30.10.2025 под заголовком «Бернардино Луини — до и после».


Комментарии