В Эрмитаже открылась выставка шпалер XIX - XX веков
В Главном штабе Эрмитаж открыл выставку шпалер XIX - XX веков из своих собраний.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В двух слабо освещенных залах экспозиции модерна представлено двадцать произведений европейского шпалерного ткачества. Некоторые настенные ковры принадлежали императорскому дому и украшали Зимний дворец, другие поступили в музей из частных коллекций. Объявление при входе сообщает посетителям, что полумрак в помещениях необходим для сохранности ценных экспонатов.
Эрмитаж обладает хорошей коллекцией шпалер. В ней есть вещи из Зимнего дворца, из музейного фонда, закупки музея. В числе последних обретений единственная в собрании музея шпалера Жана Люрса «Блеск огня».
В постоянной экспозиции Зимнего дворца посетители видят настенные ковры с XV до XVIII века. Произведения ХIХ века там отсутствуют. Их вообще мало в мире. На рубеже XVIII - XIX столетий менялась архитектура, размер помещений. Шпалеры требуют больших пространств, они перестали находить место в интерьере. Их производители, в том числе петербургская шпалерная и европейские мануфактуры, в основном стали выпускать напольные ковры.
- Идея выставки - показать шпалеры, которые не участвуют в постоянной экспозиции Зимнего дворца по простой причине - недостаточно места, - рассказывает куратор выставки Татьяна Лехович. - В Главном штабе представлены картины ХIХ - ХХ веков. Шпалеры - продолжение этой экспозиции. Для создания картонов, по которым ткали шпалеры, привлекали художников.
Открывает выставку серия «Времена года», созданная на парижской мануфактуре гобеленов. Картоны для нее в 1910 году выполнил Жюль Шере. Художник, получивший известность литографиями, афишами, графикой, создал образ элегантной дамы, которая появлялась во всех его работах. Приглашение знаменитого графика к работе с ткачами гобеленов было новаторским решением, оно позволило создать шпалеры в новом стиле ар-нуво. Времена года представлены в виде прекрасных женщин. Гобелены - подарок императрице Александре Федоровне президента Франции Раймона Пуанкаре во время его визита в Санкт-Петербург в 1914 году.
За каждым экспонатом интересная история. Единственная в нашей стране шпалера «Поклонение волхвов» выткана в Англии фирмой Уильяма Мориса, которая провозгласила возврат к эстетике средневекового ремесла. Акварельный эскиз к «Поклонению волхвов» создал Берн Джонсон. Шпалеру купил Сергей Щукин, до революции она висела в его доме в Москве в зале Гогена.
Серию из 15 ковров «Пасторальные сцены» по мотивам картин Ф. Буше и Ж. Фрагонара заказал в 1899 году во Франции фирме братьев Бракенье Николай II. Шпалеры предназначались для украшения Салтыковской лестницы Зимнего дворца. Лестница использовалась для личных нужд императорской семьи, связывала апартаменты родителей с детскими комнатами первого этажа. Шпалеры были вмонтированы в ниши. Сдержанные по краскам, в охристой, словно выгоревшей, гамме, они вытканы из тонких чистого шелка нитей. По документам, сохранившимся во Франции, заказ российского императора был выполнен за год. Невероятно быстро. Один мастер способен выткать квадратный аршин в год (меньше метра). Видимо, было задействовано много станков, работавших в несколько смен.
Выставка ограничена размерами помещения. Как говорят организаторы, в коллекции шпалер Эрмитажа есть еще великолепные вещи. Со временем их тоже покажут.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (6533) от 26.09.2019 под заголовком «Шпалера боится света».
Комментарии