В Эрмитаже открылась выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина»
Эрмитаж представил публике проект, в успехе которого можно не сомневаться, — «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина».
ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ
Это финал серии совместных выставок Эрмитажа и Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, посвященных памяти коллекционеров Сергея Щукина и братьев Морозовых. В частности, собрание Щукина демонстрировалось в Москве и Париже.
Как рассказывает куратор заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Михаил Дединкин, в Париже проект был посвящен влиянию собрания Щукина на искусство русского авангарда. Выставку завершали работы Малевича и других художников. В Москве акцент был сделан на собирательской деятельности братьев Щукиных. Сергей Иванович собирал новейшее французское искусство, его братья — старое европейское и русское.
Эрмитаж решил представить коллекцию такой, какой она была при жизни собирателя в его особняке в Москве в Большом Знаменском переулке.
Здание, построенное до пожара 1812 года, с интерьерами в парижском стиле эпохи Наполеона III Щукин получил в подарок от отца. Но главными там были картины, а не пышные интерьеры. Картины плотно висели на стенах, иногда на зеркале, камине, даже на дверях, делая неудобным вход в помещение. У Щукина был успешный бизнес, безупречная репутация и возможность покупать лучшее. Он не экономил, не переплачивал, у него был редкий вкус, чутье и дар предвидения.
За пятнадцать лет, в которые создавалась коллекция, Щукину пришлось пережить тяжелые удары судьбы: смерть жены, трагическую гибель младшего сына, самоубийство старшего. Для своей коллекции он сделал все, что мог. В 1907 году он открыл свой дом для публики. Сначала с уведомлением о визите заранее по телефону. Затем посещения стали более свободными. В путеводителях по Москве, изданных до 1914 года, особняк Щукина уже входил в число главных достопримечательностей города. Его хозяин, которому трудно было общаться с окружающими по причине заикания, каждую неделю выходил к публике и рассказывал о том, что он приобретает.
Особняк превратился в публичное пространство, Сергей Иванович какое‑то время жил в задних флигельных комнатах, а перед самой революцией переехал в другой дом. В 1918 году, получив бумагу Ленина о национализации коллекции, Щукин покинул Россию. Сделанный до революции вклад в один из шведских банков позволил семье не бедствовать.
В 1928 году коллекции Щукина и Морозовых объединили. Появился Музей нового западного искусства. После эвакуации в 1941 году он больше не открывался, спустя семь лет по распоряжению Сталина был закрыт, картины поделили между Эрмитажем и ГМИИ.
На выставке в Манеже Малого Эрмитажа 150 произведений из собрания Щукина, в их числе 30 картин Матисса, 40 — Пикассо, 15 работ Гогена, а также лучшие полотна Ван Гога, Моне, Писсарро, Дерена и других художников.
Экспозицию открывает портрет Сергея Ивановича работы Корнелиуса Крона. Незадолго до революции коллекционер подготовил план особняка, подробный каталог с описаниями и фотографиями авторской развески. Все это позволило в пространстве Манежа создать «реконструкцию» дома Щукина в Знаменском переулке.
Экспозиция организована по «комнатам». Каждую сопровождает документальный снимок. Есть исключение: «Танец» и «Музыка» Матисса расположены на почетном месте, видны сразу и практически из любой точки зала. В особняке Щукина они висели на большой лестнице, которая была так плохо освещена, что фотографий не осталось. Но и такое решение потребовало от коллекционера смелости. Он писал Матиссу, что в Москве не любят ню, такого не может быть в его доме, колебался, отказывался от покупки и все же подтвердил заказ двух панно.
В Музыкальном салоне особняка размещались картины Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Пюви де Шаванна, которые Щукин покупал в первые годы собирательской деятельности.
Оформлением Розовой гостиной занимался сам Анри Матисс, который посетил Москву по приглашению Щукина в 1911 году. В классическом роскошном интерьере были развешены «Марокканка Зора», «Портрет жены художника», «Нимфа и сатир», «Игра в шары», «Натюрморт с восточным ковром» — более 20 картин.
В Большой столовой впервые после раздела коллекции в полном составе показан «Иконостас Гогена». Так современники называли ансамбль произведений художника в доме Щукина. Картину «Жена короля», которой гордился Гоген, а Щукин купил за баснословные 30 тысяч франков, Эрмитажу для выставки одолжил ГМИИ им. А. С. Пушкина. Еще одна важная картина Гогена — «Сцена из жизни таитян» из эрмитажного собрания предстала перед посетителями после реставрации.
Самое необычное помещение особняка для публики и для самого собирателя — комната Пикассо. Сергей Иванович не сразу понял и принял этого художника. Купил несколько вещей, держал их не в экспозиции, а в коридорчике в жилой части дома. Впечатление от взгляда на эти картины он сравнивал с ощущением битого стекла во рту. Присматривался, переживал и потом понял, что будущее — за этим художником. Щукин говорил: «Если я в картине Пикассо что‑то не понимаю, то прав он, а не я».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (7203) от 05.07.2022 под заголовком «В гостях у коллекционера».
Комментарии