В Эрмитаже открылась выставка китайских предметов из коллекции Петра I

В год 350‑летия со дня рождения Петра I Эрмитаж задумал серию выставок, посвященных разным аспектам жизни и деятельности императора. В Арапском зале Зимнего дворца развернута одна из них — «Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке».

В Эрмитаже открылась выставка китайских предметов из коллекции Петра I | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В собрании музея сохранились предметы, которые относятся к периоду, когда Россия и Китай налаживали торговые и дипломатические отношения. Выставка демонстрирует те, которые связаны с Петром I, получены им в дар или приобретены по его указу.

За стеклом витрины две золотые чашечки с блюдцами, украшенные тончайшей филигранью и драгоценными камнями. Уникальные произведения ювелирного искусства — дипломатический подарок русскому двору. За пределами Китая в других музеях подобных вещей нет. В 1689 году Федор Головин заключил Нерчинский договор о караванной торговле и границах России и Китая. Тогда в качестве дипломатических даров и были поднесены золотые чашечки.

Кроме них китайский император прислал седло и попону, которые остались в Оружейной палате в Кремле. А когда Петербург был объявлен столицей, чашечки с другими драгоценными изделиями перевезли из Москвы.

В 1692 году из Москвы в Пекин была снаряжена миссия с наказами Петра I для установления торговых отношений с Китаем. Ее возглавил Избрандт Идес, нидерландский купец и путешественник, живший тогда в Немецкой слободе. В своем послании императору Канси Петр написал: «Великих азиацких стран Императору (Повелителю — ­зачеркнуто) настоящему богдойскому и китайскому хану, другу нашему, любительное поздравление…», а подписался как «Вашего величества доброй приятель Петр». Миссия Идеса длилась три года, во многом оказалась успешной. Как отмечали современники, особенно много было привезено из Китая драгоценных камней, шелка, лака и фарфора.

Русский двор заказывал в Поднебесной золото, серебро, драгоценные камни. Больше всего ценился шелк. Никто не имел права торговать шелком, это была монополия государства. Шелк поступал в казну, использовался в государственных целях. С конца XVII века в связи с масштабными преобразованиями Петра I китайский шелк требовался в большом количестве, и не только для бытовых нужд — одежд, обивки мебели, отделки интерьеров. Царь принял решение о шитье флагов и знамен различных полков. Их шили из узорчатых китайских шелков с орнаментами в виде растительных побегов, цветов, облаков, драгоценностей, лент. На стене зала — фрагменты двух знамен того времени.

До нас дошли и шелковые одежды, принадлежавшие лично ­Петру I. В витрине халат из гардероба императора, сшитый из голубого китайского узорчатого шелка с узором в виде виноградной лозы и тушканчиков. Петр носил его по утрам в 1690‑х годах. Царь-мореплаватель и плотник любил ­роскошные вещи.

Удивительные изделия — механические игрушки, получившие название «машины на колесах». У этих диковинок внутри механизмы. Если их завести ключом, они ездят, у них движутся и крутятся детали. Русского императора интересовали бытовые подробности жизни в Китае и всевозможные новшества. Он заказывал и механизмы. В 1719 году, отправляя в Китай новое посольство, которым руководил капитан Лев Измайлов, царь наказал привезти ему диковинок. Император Канси показал послам мастерские, где делали часы, механизмы, выдувалось стекло. Кое-что он отправил в подарок русскому царю.

Всего было десять игрушек. В коллекции Эрмитажа сохранилось три, другие — в Кунсткамере, для которой Петр и заказывал многие предметы, что‑то оставляя в своей коллекции. 300 лет игрушки были неподвижны. Их «оживили» в Лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов музея. Фигурки могут двигаться, качать головами, шевелить ручками… О реставрации игрушек сделан фильм, он демонстрируется на выставке.

Сохранились рисунки, выполненные по заказу Петра для иллюстрации каталога первого русского музея — Кунсткамеры. Он был издан в 1740‑х годах, правда, без иллюстраций. Один том каталога и рисунки у нему представлены на выставке.

#музей #Эрмитаж #выставка #Зимний дворец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 87 (7170) от 18.05.2022 под заголовком «Любимые игрушки императора».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?