В Эрмитаже открылась галерея искусства Центральной Азии

На третьем этаже Зимнего дворца открылась новая постоянная экспозиция «Запасная галерея памятников искусства Центральной Азии II – XIX веков из фондов Эрмитажа. От Индии до Китая».

В Эрмитаже открылась галерея искусства Центральной Азии | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

По сути, это открытое хранение. Здесь представлены экспонаты, которые до сих пор широкая публика не видела. Объединены они по географическому принципу, большинство связано с буддийским учением. Это многочисленные фрагменты настенных росписей (сюжетные и орнаментальные, из дворцов и монастырей), тангка (буддийская версия иконы), а один из девяти залов отведен скульптуре.

Лучше заранее подготовиться к путешествию по чужим землям и мифам. Хорезм и Согдиана, древний город Хара-Хото и пещерный монастырь Безеклик, росписи Пенджикента и тибетская живопись –  тот, кто уже знаком с ними, получит от этой экспозиции большее удовольствие. И, скорее всего, тут же отправится на соседние экспозиции –  туда, где можно полюбоваться находками тех же археологических экспедиций, фрагментами тех же росписей, отреставрированными раньше.

Впрочем, те, для кого эта встреча с культурами Центральной Азии станет первой, тоже не уйдут обиженными. Памятники, собранные в Запасной галерее, очень красивы. Их красота непривычна для европейского глаза, но мало кого оставит равнодушным. Да, это иная гармония, другой взгляд на мир. Однако экспонатов достаточно много для того, чтобы получить цельное впечатление, вникнуть в их яркую, тонкую, прихотливую прелесть.

Тем более что погружение происходит постепенно. В первом зале представлены среди других памятники буддийского искусства Гандхары (северо-западной области Большой Индии, которая сейчас является территорией Пакистана). Именно здесь Александр Македонский закончил свой великий поход, благодаря которому Запад и Восток встретились, пересеклись и смешались не только на поле боя, но и в пространстве культуры. Удивительно видеть, как классические черты красят буддийских Бодхисаттв. Как волны новых веяний расходятся от этого культурного центра по просторам Центральной Азии. И как женские скульптуры из дворца Топрак-калы (Хорезм) радуют глаз изящно ниспадающими складками одеяний (эхом античных традиций).

В следующих залах такого уже не найти. Зато здесь можно порадоваться симпатичным, вечным и забавным сюжетам. Полюбоваться тонким и нежным изображением влюбленной пары (Турфанский оазис, Сенгим-агыз). Одеждами знатных уйгурских дам на фрагментах росписи монастыря Безеклик (Турфанский оазис). Высоким головным убором знатной монголки (Тарфанский оазис, Гаочан). Мужественной красотой воинов, стоящих на... «пуантах» (Кучарский оазис). Оказывается, эта поза –  знак принадлежности к благородному сословию всадников...

Стенные росписи древнего Пенджикента (это городище археологи раскапывают с 1946 года) хорошо известны любителям и профессионалам. Они происходят из домов зажиточных горожан и весьма познавательны. На одном из фрагментов, представленных в Запасной галерее, можно рассмотреть слона и маленькую собачку. Это иллюстрация к поучительной истории, которая, как и многие другие древние басни, благодаря Эзопу, Лафонтену и Ивану Андреевичу Крылову дошла до наших дней. Мы знаем ее под названием «Слон и Моська».

Затем можно перейти к более экзотическим сюжетам. Например, проповедям Будды Шакьямуни. Первая из них –  «Сутра запуска колеса учения». Она была произнесена в Варанаси в Оленьем парке. На росписи из монастыря Безеклик хорошо видны две лани, которые вместе с монахами внимают мудрым словам Просветленного.

Композиция Пранидхи (смертный дает обет следовать учению Будды перед ликом Будды прошлого), где Будда представлен в окружении Бодхисаттв и светских персонажей, тоже вполне узнаваема. Здесь она представлена двумя фрагментами –  «Бодхисаттва, держащий балдахин» и часть фигуры Будды, голова и плечи которого окружены сиянием (оба из пещер Безеклика).

А еще на этой выставке имеет смысл вспомнить об известных археологах, которым музеи обязаны удивительными находками. Среди них Сергей Федорович Ольденбург (востоковед, индолог, действительный статский советник) и Петр Кузьмич Козлов (путешественник, географ, исследователь Монголии и Тибета). Отчет Козлова о Монголо-Сычуаньской экспедиции в развалинах Хара-Хото читается как художественная проза: «Не прошло и часа времени с прихода экспедиции, как внутренность мертвой крепости ожила: в одной стороне копали, в другой измеряли и чертили, в третьей и четвертой сновали по поверхности развалин... На бивак прибежала пустынная птичка –  сойка –и, усевшись на ветку саксаула, громко затрещала; ей нежно откликнулся хороший певец пустыни –  чеккан-отшельник; где-то прозвучал голос песчанки... И здесь, на этих мертвых развалинах, несмотря на безводие, нет абсолютного отсутствия жизни».

Путешествие по Запасной галерее памятников искусства Центральной Азии, конечно, не столь утомительно и не так опасно, как археологические экспедиции рубежа XIX –  XX веков. Но столь же увлекательно. Здесь можно сделать немало своих личных открытий и отыскать начальные строчки (первые страницы) многих историй. А дальше каждый будет сам решать, какую из них прочитать до конца.



#Эрмитаж #экспозиция #экспонаты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (6980) от 04.08.2021 под заголовком «По землям и мифам от Индии до Китая».


Комментарии