В Эрмитаже открылась фотовыставка об истории моды
В Белом зале Главного штаба Эрмитаж открыл выставку «Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания фонда Still Art».
Жан-Мари Перье. Портрет Карла Лагерфельда. / ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа
Дизайнеры превратили зал в подобие космической станции. Намек на то, что перед нами не просто красота, а красота вселенского масштаба. Она запечатлена в 83 винтажных снимках, сделанных самыми знаменитыми фотографами моды XX века. Мы видим, как менялась мода, стиль эпохи, идеал красоты, манера снимать.
«Эрмитаж много занимается историей костюма (то есть модой) и любит делать выставки фотографии. Сегодня эти течения сошлись с помощью прекрасной коллекции и очень тщательного отбора знаковых образов», – сказал в день открытия директор музея Михаил Пиотровский.
И напомнил, как в 1987 году в Николаевском зале Эрмитажа прошла ретроспектива Ива Сен-Лорана. Я видела ту блестящую выставку великого кутюрье – впечатление осталось на всю жизнь. Это сейчас мода вошла в музеи своей грациозной походкой, а тогда Эрмитаж много критиковали: как, тряпки?! Рядом с Рембрандтом и Ван Гогом?!
Одним из первых в России Эрмитаж стал делать выставки фотографии, признав тем самым ее полноправным видом искусства. Напомню об этапных выставках – Ирвин Пенн, Роберт Мэпплторп, Энн Лейбовиц, Борис Смелов, Сесил Битон...
Первым прорвался к нам Ирвин Пенн – выставка случилась в 1998 году. Там было много снимков моделей и знаменитостей. Но мне больше всего запомнились его натюрморты. На одной фотографии была дамская сумочка – она упала, содержимое высыпалось на пол. Все женские тайны вдруг открылись. И эта россыпь предметов показалась мне своеобразным портретом хозяйки сумочки: сломанная сигарета, театральный бинокль, часы, шпилька и разноцветные пилюли от всего на свете.
Обратите внимание на снимки этого мастера, если придете на «Красоту и стиль». Один из них – портрет Уоллис Симпсон, той самой женщины, из-за которой Эдуард VIII отказался от короны и трона. Как видим, красивой ее не назовешь. Но она умела одеваться. На фотографии выглядит невероятно элегантной. Ирвин Пенн любил снимать моделей, «поставив их в угол». Уоллис тоже стоит в углу. В ее случае эта композиция даже символична. Ведь, несмотря на то что вышла замуж за принца, Уоллис была изгоем. При королевском дворе ее не принимали.
Снимок модели для американского журнала «Вог» 1948 года – тоже целая история. Очень красивая девушка в светлом приталенном платье с пышной юбкой а-ля Диор и вычурной шляпке стоит перед зеркалом. Упирается в него лбом, руки в боки, напряжена. Что-то ее мучает. На подзеркальном столике – мужская шляпа, перчатки и черный зонт. Остальное за кадром, но вполне можно домыслить.
Третий снимок Пенна я узнаю – видела его в 1998 году и много раз в книгах по истории моды. Тоненькая женщина, затянутая в вечернее платье и длинные перчатки, у плеча – пышные белые розы. Это Лиза Фонсагривс, его жена и муза, знаменитая модель и невероятная красавица.
Не пройти мимо шедевра Ричарда Аведона. Известная немецкая модель Верушка снята в коротком платье от Билли Бласса в необычном ракурсе – снизу. И ее ноги кажутся бесконечными, а она еще встала на цыпочки, как балерина. Это уже 1960-е, другая длина, другой женский образ, свобода.
Фантастический снимок Мелвина Сокольски – модель в прозрачном пузыре, который парит над Сеной. 1963 год. Сокольски работал в те годы для американского «Харперс Базара». Он рассказывал, как однажды перед Рождеством увидел в витрине нью-йоркского универмага шары из прозрачного пластика, а в них парили сумки. Он узнал, какая мастерская их делает, и заказал такие же, только большие. Перевез в Париж. Уговорил модель Симону Д,Алленкур пойти на риск и повисеть в шаре над Сеной. Так родился этот шедевр. Сейчас же многие, кто видит этот снимок впервые, думают: «Да это фотошоп». Но тогда фотошоп еще не изобрели, чудеса были настоящими.
К сожалению, я не могу рассказать здесь о каждом снимке. Их 83, и все достойны внимания. В заключение расскажу о самом красивом, на мой взгляд, снимке. Это работа французского фотографа Жан-Мари Перье.
В 1990-е годы по заказу журнала Elle он создал серию портретов известных модельеров. Это постановочные снимки, Перье не был фанатом реальности и «жизни как она есть». Нет, он конструировал прекрасные миры, сочинял истории. Вивьен Вествуд снял в виде императрицы. Джорджио Армани на чемоданах – на фоне рекламы собственного бренда и суеты аэропорта. Ива Сен-Лорана – выглядывающим из-за темно-красного бархатного занавеса (известно, что Сен-Лоран был патологически застенчив и боялся выходить на показах к публике).
А Карла Лагерфельда – с его седой косичкой, в темных очках, одетого в черное, – Перье запечатлел на фоне старинной усадьбы в заснеженном парке. Рядом с ним – человек в черном, к нам спиной. Словно это тень самого Лагерфельда или его двойник.
Снимок просто завораживает красотой и тайной. Я смотрю сейчас на него (в каталоге) и параллельно вижу заснеженные деревья в своем окне, вспоминая «Другие голоса, другие комнаты» Трумена Капоте: «Я в снегу хочу ходить по колено и смотреть, как он падает с неба большими комьями. Красота... красота».
Выставка продлится до 13 марта 2022 года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7075) от 20.12.2021 под заголовком «Вот винтаж!».
Комментарии