В Елагином дворце открылась выставка произведений художников ИФЗ

В помещении домовой церкви Елагина дворца открылась выставка «Дворец, что розами венчался» – 150 авторских произведений художников Императорского фарфорового завода. Это подношение мастеров «хрупкого жанра» к завершению пятилетней реставрации дворца.

В Елагином дворце открылась выставка произведений художников ИФЗ | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Поскольку дворец строился двести лет назад Карлом Росси для императрицы Марии Федоровны, любившей цветы и знавшей в них толк, флористическая тема стала главной на выставке. Одновременно это первая возможность для публики увидеть эффектное помещение домовой церкви, расположенное на третьем этаже дворца. В апреле, когда остальная часть здания, в том числе кабинет Александра I, были открыты для посетителей, третий этаж решили не показывать в ожидании фарфоровой премьеры.

Первое, на что обращаешь внимание, знакомясь с выставкой, это разнообразие стилей, в которых работают художники ИФЗ. Здесь есть большая ваза «Сплетницы», созданная мастерами завода по форме 1806 –  1807 годов. Ее автор –  Пьер-Филипп Томир, известный мастер эпохи классицизма. Юлия Жукова создала композицию «Сады Семирамиды» по формам второй половины XIX века, эпохи эклектики. Подносы Ольги Будашовой –  «Гиацинт», «Тюльпан», «Примула» напоминают картины постимпрессионистов. «Крылатый бык» Веры Бакастовой –  русские лубочные картинки. Платье, украшенное фарфоровыми «чешуйками», создано Татьяной Чапургиной для коллекции «Прекрасная эпоха». Чашки «с сеткой» Галины Шуляк отсылают к ленинградскому фарфору, который –  на все времена.

Увидев среди гостей выставки Ирину Багдасарову, старшего научного сотрудника Эрмитажа, хранителя русского фарфора, я попросил показать предметы, которые привлекли ее наибольшее внимание. Багдасарова назвала два сервиза. Сергей Русаков создал «Романтические цветы». В нем авангардистские формы и росписи сочетаются со старинным приемом, когда в практичный сервиз (чашки, чайник, сахарница, молочница) включались нефункциональные предметы –  «сюрту де табль», или настольные украшения, сделанные в том же стиле. У Русакова это загадочные фонари и «обманки» в виде сосудов с глухой крышкой.

Другой сервиз –  «Цветы Александрии» — сочетает изображение на разных предметах цветочного декора в виде бесконечной ленты –  ее начало и конец «сшиты» незаметно. Этот прием характерен для XVIII века. Одновременно выше ленты расположен «готический орнамент», модный в эпоху «историзма» середины XIХ века. «Цветы Александрии» ИФЗ подарил музею в Елагином дворце.



#Дворец #музей #церковь #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (6959) от 06.07.2021 под заголовком ««Сплетницы» во дворце».


Комментарии