В Екатерининском парке «Царского Села» появился памятный знак, посвященный лицейским годам Пушкина

В Екатерининском парке музея-заповедника «Царское Село» появился памятный знак, посвященный лицейским годам Пушкина. Скамью недалеко от Камероновой галереи украсили бронзовые треуголка, раскрытая книга и яблоки (лицеисты рвали их в царскосельских парках). Основой композиции стала цитата из стихотворения Анны Ахматовой: «Здесь лежала его треуголка и растрепанный том Парни».

В Екатерининском парке «Царского Села» появился памятный знак, посвященный лицейским годам Пушкина  | Фото предоставлено пресс-службой музея ГМЗ «Царское Село»

Фото предоставлено пресс-службой музея ГМЗ «Царское Село»

В Царском Селе Пушкин был счастлив. Шесть лет учебы в Лицее, где зародилось братство, которое лицеисты пронесли через всю жизнь. Здесь же прошли первые месяцы семейной жизни поэта. В Царском Селе он завершил работу над «Евгением Онегиным» и написал сказку «Золотой петушок».

— Разве можно рассказывать о жизни Пушкина, избежав упоминания о Царском Селе, где родился и сформировался его поэтический дар? — говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. — Именно поэтому мы решили объединить усилия с Всероссийским музеем А. С. Пушкина и в качестве «подношения великому поэту» в годовщину дня его рождения организовать выставку, посвященную взаимоотношениям Пушкина с царствующим домом Романовых.

Выставка «Поэт и царь» развернута в стенах Камероновой галереи. Тема власти интересовала Пушкина всю жизнь, его привлекали исторические персонажи. На выставке наряду с реальными современниками поэта — императорами Александром I и Николаем I присутствуют Борис Годунов, Петр I, Екатерина Великая. Их роль в исторических событиях нашла отражение в произведениях Пушкина.

Пространство галереи вместило 126 предметов: личные вещи поэта, прижизненные издания его произведений, а также мемориальные предметы российских императоров и членов императорской фамилии, редчайшие архивные документы, живопись, графика. В числе раритетов — цилиндр и жилет Пушкина, пять его прижизненных портретов, кабриолет Николая I. Многие предметы экспонируются впервые.

Выставка не биографическая и не историческая в привычном понимании. В ней есть несколько разделов, посвященных тому или иному монарху, но не в хронологической последовательности, а вслед за произведениями Пушкина. Присутствует тема взаимоотношений поэта с Карамзиным, Державиным. Вместо сопроводительных текстов цитаты из произведений. Их надо читать.

Выставка многослойная, построена так, чтобы вызывать у посетителя ассоциации и размышления. Этому способствует ее оформление.

Автор художественной концепции Юрий Сучков приглашает зрителей в мир образов и идей, представленных в виде лабиринта, сплетенного из исторических и художественных сюжетов, разворачивающихся в Царском Селе и на страницах произведений Пушкина.

Пространство выставочных залов делится на две анфилады: белую, с выразительными романтическими руинами-ассоциациями царскосельских парков, и черную, которая напоминает зрителю о трагической гибели поэта. Из светлого, символизирующего жизнь, пространства Белой анфилады посетитель попадает в слабоосвещенную Черную. Здесь скамейки из царскосельского парка, парковая скульптура, словно забытый кабриолет, опавшие листья под ногами… Таинственный сад, наполненный фантазийными руинами и фрагментами царскосельской архитектуры. Живая лишь тень скачущей лошади на задней стене.

Выставку сопровождает аудио­спектакль. Его сюжет охватывает жизнь Пушкина от обучения в Царскосельском лицее до гибели на дуэли. Текст Маргариты Кадацкой основан на документах (корреспонденция, заметки, путевые записки, архивные статьи, собранные Пушкиным) и художественных материалах (поэзия и проза). 


#царское село #лицей #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7682) от 13.06.2024 под заголовком «В лабиринте судьбы».


Комментарии