В Доме журналиста работает выставка о жизни писателей в Петрограде после революции

До 25 ноября в Доме журналиста на втором этаже открыта выставка «ДИСК: «сумасшедший корабль» искусства 1920‑х» (0+). Она подготовлена литературным музеем «XX век» и рассказывает о жизни писателей в Петрограде в первые годы после революции.

В Доме журналиста работает выставка о жизни писателей в Петрограде после революции | ФОТО Дарьи КЛИМЕНКО

ФОТО Дарьи КЛИМЕНКО

Многие нашли приют в Доме искусств (ДИСКе), который открылся в 1919 году благодаря хлопотам Максима Горького, Корнея Чуковского и Николая Тихонова. ДИСК разместился в громадном особняке купцов Елисеевых, выходящем на Невский, набережную Мойки и Большую Морскую.

Основу выставки составляют мемуарные тексты: роман Ольги Форш «Сумасшедший корабль», воспоминания Владислава Ходасевича, Всеволода Рождественского, в которых описана бурная литературно-художественная и бытовая жизнь писательской коммуны. Здесь можно было получить тарелку селедочного супа, иногда запеканку из мороженой картошки с воблой или пшенку с селедкой.

В ДИСКе было теплее, чем в промерзших петроградских и московских квартирах, ставших зимой непригодными для житья. «Хорошие две комнаты, чисто, градусов 10 – 12 тепла…» — вспоминал Владислав Ходасевич, один из жильцов этого ковчега, спасавшего от житейских бурь, от голода и холода. После 5 градусов тепла, выше которых не поднималась зимой температура в его московской комнате, это казалось благословением. Но все же не жарко, и многие не снимали пальто. Но не все. Как вспоминают очевидцы, поэт Георгий Иванов всегда был в отменно отутюженном костюме и выглядел вызывающе элегантно.

Самому Иванову запомнился бал-маскарад в этом доме в январе 1921 года. В эмиграции он написал воспо­минания об этом событии: «Первый бал за три года существования Северной Коммуны… И вдруг — маски, фраки, улыбки, запах духов, французский говор… Я не люблю балов, но в этом балу, право, было что‑то волшебное… призрак легкой, прелестной, потерянной жизни». Об этом бале вспоминает и Ирина Одоевцева в книге «На берегах Невы». Был лютый холод, а Николай Гумилев явился во фраке и белой сорочке. Это был вызов обстоятельствам в стиле истинного денди.

Здесь началась романтическая любовь Ходасевича и Нины Берберовой, ставшей его женой. Случайно встретившись на праздновании Нового, 1922‑го, года в Доме литераторов, Берберова и Ходасевич вдвоем пошли в ДИСК через занесенный снегом город — с Бассейной на Мойку. Рождество они уже отмечали вместе, тоже в ДИСКе. Берберова оставила об этой ночи воспоминания: «Часа в три ночи мы пошли по глубокому снегу в соседний подъезд, к его входу, и просидели до утра у его окна, глядя на Невский, — ясность этого январского рассвета была необычайна, нам отчетливо стала видна даль, с вышкой вокзала, а сам Невский был пуст и чист, и только у Садовой блестел, переливался и не хотел погаснуть одинокий фонарь, но потом погас и он».

В 1923 году Горький уехал за границу, и жизнь Дома искусств сошла на нет.

Вход на выставку свободный. Можно приобрести билет на групповую экскурсию.


#выставка #Дом журналиста #писатели

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (7300) от 18.11.2022 под заголовком «Литературный ковчег».


Комментарии