2Vtzqv4Hz9U

В Доме радио открылась фотовыставка Александра Родченко

Знаменитые работы мастера русского авангарда в Доме радио. Здесь открылась выставка «Родченко. Фотографии. Из коллекции Still Art Foundation». Представлены 58 работ мастера, начиная с первых фотографических опытов 1920-х до конца 1930-х годов. Это серебряно-желатиновые отпечатки с авторских негативов.

В Доме радио открылась фотовыставка Александра Родченко | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Пространство Дома радио подошло для этой выставки просто идеально. Это подчеркнул Дмитрий Озерков, директор musicAeterna в России, выступая на вернисаже. Он напомнил историю здания и случившиеся с ним после революции метаморфозы, когда в феврале 1918 года декретом Совнаркома клуб Благородного собрания был национализирован и стал Дворцом пролетарской культуры.

Александр Родченко, как известно, вместе со своим другом Владимиром Маяковским сотрудничал с Пролеткультом в двадцатые. Он был одним из создателей новой эстетики. Прямые углы и диагонали, контрасты света и тени, противостояние черного и белого, обнажения конструкции... Его фирменный знак – необычные ракурсы, позволяющие, как он говорил, по-иному увидеть знакомые вещи и образы. Прежде всего это его любимые точки съемки «снизу вверх» и «сверху вниз».

«Я вставал под лестницу или у стены дома и снимал вертикально вверх уходящую в небо конструкцию. Загадка была в том, чтобы разгадать, где верх или низ у такой фотографии. А отгадка проста – ни верха, ни низа у снимков, сделанных в вертикальной плоскости, нет, есть только композиция. Потому что здесь отсутствует линия горизонта и нет ощущения силы тяжести...» – пытался объяснить он словами свою фотографическую магию. Иные его фотографии даже вызывают легкое головокружение, как, например, «Сосны. Пушкино».

Но живых людей сложнее уложить в рамки новой эстетики, особенно если речь идет о портретах. Лиля Брик в бандане от Варвары Степановой – да, вполне образец новой красоты – приставила руку ко рту, как рупор, широко, до зубов мудрости, открыла рот и кричит так громко, что хочется заткнуть уши (хотя, конечно же, мы ее не слышим).

Осип Брик, один из идеологов Пролеткульта, в круглых очках – казалось бы, до мозга костей интеллигент, но в одном стекле у него аббревиатура ЛЕФ, тоже кричащая во все горло: «Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!». А вот автор процитированных строк – Владимир Маяковский – получился у Родченко каким-то «несоветским»: усталым, нахмуренным, со страдальческими глазами. Портрет психологически тонкий, Маяковский словно сбросил маску первого поэта революции.

Одна из самых знаменитых работ Александра Родченко – «Лестница». Снимок сделан в 1929 году, последний год нэпа – эпохи, давшей людям короткую передышку после ужасов революции и между двумя войнами.

По ступеням лестницы на Кропоткинской набережной, спиной к нам, поднимается женщина с ребенком на руках. Она совсем маленькая, хрупкая, в туфельках на тонких каблуках, в довольно коротком, по моде времени, пальто. И кажется, что ей тяжело нести ребенка, особенно поднимаясь вверх. Кадр выстроен по диагонали, сделан под ярким солнцем в зените. Залитые солнечным светом ступени ярко-белые, их отбивают черные тени. Возникает четкий ритм, и мы словно слышим стук ее каблучков и немного сбившееся дыхание.

В 2015 году режиссер Наташа Меркулова, завороженная снимком, сняла короткометражный фильм «Лестница Родченко». Она сочинила историю, которая могла бы предшествовать этому знаменитому кадру. Фильм снят в Доме-мастерской архитектора Мельникова, шедевре советского авангарда. Действие происходит 1 мая 1929 года. Рената Литвинова и Каролина Грушка играют двух женщин, которых связывают запутанные отношения. Та, что помоложе, пришла сообщить о разрыве. Пораженная известием, героиня Литвиновой падает в обморок и умирает. Ее молодая подруга выходит на улицу, забирает у няньки ребенка и бежит с ним на Красную площадь, где вот-вот начнется парад. В последнем кадре она под звуки марша поднимается вверх по лестнице. Той самой, что у Родченко...

«Будущее – наша единственная цель», – говорил Родченко. Но его самого в будущее не взяли. Сначала обвинили в плагиате. Позже – в формализме. Время авангарда прошло. В 1951 году его даже исключили из Союза художников. Он умер в 1956-м, оставив не только России, но всему миру принципы нового дизайна. Они актуальны по сей день.

«Я хочу делать такие снимки, каких не делали еще никогда... одновременно простые и сложные кадры, которые будут изумлять, потрясать зрителей...» У него получилось.

Выставка будет работать до 9 января. Вход по сеансам, которые начинаются каждый час.


#выставка #фотовыставка #Дом радио

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (7039) от 27.10.2021 под заголовком «Вверх по лестнице Родченко».


Комментарии