В Доме актёра состоялся вечер памяти, посвящённый балетмейстеру Николаю Боярчикову

В Петербургском отделении Союза театральных деятелей — Доме актера состоялся вечер памяти, посвященный 90‑летию со дня рождения выдающегося балетмейстера народного артиста РФ Николая Боярчикова.

В Доме актёра состоялся вечер памяти, посвящённый балетмейстеру Николаю Боярчикову | ФОТО Anita Austvika on Unsplash

ФОТО Anita Austvika on Unsplash

Будущий хореограф родился в семье одного из первых русских летчиков Николая Боярчикова. Отца он называл человеком Ренессанса: мир увлечений старшего Боярчикова не поддавался описанию… Отец умер во время ленинградской блокады. Маленький Коля с мамой Марией Владимировной, преподавателем Ленинградского хореографического училища, оказались в эвакуации в Перми. Там мальчик начал занятия классическим танцем, после окончания войны он вернется в родной город, окончит Ленинградское хореографическое училище, поступит в труппу Малого театра оперы и балета (ныне — Михайловский театр), где будет исполнять характерные и гротесковые партии, а в 1967‑м — завершит обучение на балетмейстерском отделении Ленинградской консерватории.

Перечисленные факты говорят о многом и… не говорят ни о чем. Такова особенность информации. Организаторы вечера памяти Елена Амербекьян и Мария Большакова вдохнули жизнь в бесстрастные слова и факты и показали Николая Боярчикова, с которым им довелось работать, во всей полноте его творческих исканий и творческого горения. «Он всю жизнь искал суть искусства балета», — сказала балетовед Ольга Розанова, и перед зрителями, заполнившими до отказа зал Дома актера, материализовались мысли и чувства Боярчикова, оживало его искусство.

Он прославился оригинальными, ни на кого не похожими спектак­лями. Символичными, метафоричными, требующими не только физических, но и умственных усилий. В хореографическую ткань вплетались мысли и идеи, а сама эта ткань была самобытна и имела неповторимый почерк. После всего увиденного, вспомнив фразу Боярчикова об отце, возникает желание назвать его самого «балетмейстером Ренессанса». Слишком много ему было дано и слишком ценным является то, что он сумел воплотить.

С его именем связан золотой век пермского балета: с 1971‑го по 1977 год Николай Николаевич был главным балетмейстером Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Живым свидетельством того, как это было, стали записи балетов, отрывки из которых продемонстрировали на большом экране. Перед глазами проходили танцовщики, раскрывшие благодаря мастерству Боярчикова свой потенциал, ставшие подлинными звездами. Геннадий Судаков в образе Юродивого (балет «Царь Борис» на музыку Сергея Прокофьева) олицетворял не только больную, истерзанную совесть героя, но, казалось, и дух самого народа. В «Макбете» (музыка Шандора Каллоша) Судаков появлялся в образе Наемного убийцы и воплощал абсолютное зло. И сколько еще подобных открытий произошло в этот вечер! Как, например, дуэт Гали Абайдулова и Владимира Аджамова (отец и сын Аблеуховы) из балета «Петербург» (музыка Сергея Баневича) по сложнейшему роману Андрея Белого, поставленного в Малом оперном в 1992 году. Настоящим же откровением стало живое исполнение дуэта Григория Мелехова (Денис Алиев) и Аксиньи (Татьяна Мильцева) из балета «Тихий Дон» (музыка Леонида Клиничева). 

Ведущая вечера, воспитанница Боярчикова, балетмейстер восстановленного фрагмента Мария Большакова предварила выступ­ление словами, что этого никто не видел более тридцати (!) лет!!! Главным балетмейстером Ленинградского Малого театра оперы и балета — Санкт-Петербургского театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского Боярчиков был с 1977 года, а с 1990-го по 2007‑й — художественным руководителем балета. Лариса Борисовна Климова — балерина, балетмейстер, педагог, супруга Боярчикова — не смогла быть в этот вечер в Доме актера, но попросила зачитать ее слова: «Малый оперный театр стал судьбой всей жизни Николая Николаевича… театр был его родным домом».

«Николай Николаевич любил и уважал артистов, — сказала в завершение мероприятия воспитанница мастера Мария Большакова, — он не использовал артистов как технический персонал для реализации самого себя. Он видел в них сотворцов, соучастников, его интересовал их внутренний мир, их человеческая, духовная и актерская составляющая. Он писал: «Артист и балетмейстер — это единое целое, артист без балетмейстера плясун, а балетмейстер без артистов — философ на бумаге. Найти друг друга — это великое счастье». Финальным аккордом стал дивертисмент из спектаклей Николая Боярчикова в исполнении артистов Михайловского театра. Десять лет назад, в день 80‑летия, он танцевал на этой сцене вместе с ними. Теперь присутствовал незримо… в памяти… в любви… в благодарности…

P. S. Как было бы здорово, если бы балеты Боярчикова вернулись на подмостки его главного театра!

Читайте также:

Сценарий его жизни. На «Ленфильме» открыта выставка «Русский Гамлет»

Исполнилось 85 лет со дня рождения одного из основателей Театра на Фонтанке Владимира Малыщицкого


#Николай Боярчиков #балетмейстер #вечер памяти

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (8027) от 01.11.2025 под заголовком «Балетмейстер Ренессанса».


Комментарии