В деревне Коккорево откроется обновленный музей Дороги жизни
В канун Дня Победы, 8 мая, в деревне Коккорево, что на берегу Ладожского озера, состоится открытие обновленного Народного музея Дороги жизни. На открытие ждут высоких гостей. Монтаж экспозиции завершается, строители заканчивают благоустройство рядом с музеем. Появилось то, чего здесь прежде никогда не было, — парковка и тротуар. Более того, покрывают асфальтом всю дорогу через деревню, которая испокон веков была грунтовой. Корреспондент «СПб ведомостей» побывал здесь, когда работа была в самом разгаре.
Одна из главных реликвий музея — диорама ледовой Дороги жизни. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Напомним, что еще не так давно за спасение музея боролись ветераны, блокадники и представители общественных движений. Ситуацию даже взяло под контроль следственное управление СК России по Ленинградской области. В итоге в декабре позапрошлого года здание было выкуплено в собственность 47‑го региона у Общества охотников и рыболовов. Средства на реставрацию также были выделены из областного бюджета. Экспозиция стала частью музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни».
В ходе реставрации и проведенной исследовательской работы удалось опровергнуть порой звучавшее утверждение: мол, дом‑то вообще послевоенный, никакого отношения к блокаде не имеет. Ничего подобного!
— Как мы выяснили по документам и воспоминаниям, — пояснил сотрудник музейно-мемориального комплекса Александр Войцеховский, — постройку перевезли из 13‑го Рабочего поселка, располагавшегося неподалеку, близ Борисовой Гривы. Там это был местный клуб. Поскольку в районе поселка закончилась выработка торфа и работники оттуда разъехались, клуб разобрали по бревнышку и перенесли в Коккорево, где приспособили под начальную школу.
Когда в ходе реставрации внутренних помещений строители снимали обшивку, на некоторых бревнах обнаружили «автографы» строителей и дату — 1937 год. Один из автографов оставили для обозрения посетителей.
Так что сомнений в том, что дом был построен до войны, нет. Как нет сомнений и в том, что именно здесь во время блокады находился штаб Военно-автомобильной дороги № 101. Об этом также сохранилось немало воспоминаний и документальных свидетельств. В народе эту постройку называли «домик Нефедова» — по фамилии начальника ледового участка дороги капитана 1‑го ранга Михаила Нефедова. Сам он жил в землянке в три наката, сооруженной в двухстах метрах северо-западнее. А в доме проводили совещания диспетчеры, регулировщики, сотрудники НКВД.
Есть сведения, что, когда по дну Ладожского озера был проложен кабель от Кобоны, в «домике Нефедова» появился центральный узел связи, откуда можно было напрямую связаться со Смольным… Кстати, на берегу Ладоги Нефедов и погиб: случилось это в мае 1943 года во время вражеского авианалета на бухту Морье. С особыми почестями его похоронили в Александро-Невской лавре.
В ходе реставрации строители чрезвычайно бережно отнеслись к конструкциям дома. Его приподняли на домкратах, вытащили нижние подгнившие венцы. По максимуму были сохранены подлинные бревна, из которых сложено здание. А вот фундамент теперь полностью новый. Покрытие крыши сделали металлическим: именно таким, судя по фотографиям, оно было во время войны. До недавнего времени крыша была покрыта шифером. Цвет наружных стен сохранили точно такой же, какой был до начала реставрации.
— Очень важно, что у музея есть своя собственная история, и ее тоже нужно сберечь. Изначально он был народным, созданным ветеранами, — говорит Антон Ермолаев, член рабочей группы Общественной палаты Всеволожского района. — Началось все с того, что в конце 1960‑х годов пионеры ленинградской 174‑й школы разыскивали повсюду ветеранов Дороги жизни, приезжали в деревню Коккорево, беседовали со старожилами. Тогда и возникла идея предложить здешней школе создать в ней музейный уголок.
Энтузиастам выделили место в самом большом помещении, которое использовалось как спортивный и актовый зал. Музей был открыт 19 мая 1974 года. Ветераны сами оформляли экспозицию, вели журналы дежурств: каждую субботу встречали посетителей, проводили экскурсии. Теперь эти документы тоже стали экспонатами музея. «Заступила на смену. Проверила. Приняла экскурсию. Ольга Писаренко». На ледовой дороге она была военным фельдшером, а первые двадцать лет существования музея — фактически его общественным хранителем.
— А знаете, как они проводили уличные выставки? — рассказывает Александр Войцеховский. — Прекрасно помню: между деревьями натягивали волейбольную сетку и на скрепках прикрепляли фотографии. Мы всегда переживали: лишь бы не было сильного ветра с Ладоги…
В обновленном музее мемориальная часть, созданная руками ветеранов, останется, но основная часть нынешней экспозиции создана в современном интерактивном стиле. В этом отношении нынешний музей, конечно же, не будет похож на прежний. Но зная неутомимого Войцеховского, много лет занимающегося поиском свидетельств о Дороге жизни, можно быть уверенным: без реликвий эпохи музей не останется.
ФОТО Сергея ГЛЕЗЕРОВА
— Обязательно передам предметы из моей коллекции, — поясняет Александр Брониславович. — Ведь каких только артефактов блокадных времен мне не приходилось находить на берегу Ладоги еще лет тридцать — сорок назад!.. А не так давно были большие дожди, в Осиновце размыло ручей, впадающий в Ладогу, я выхожу на берег и вижу: из‑под земли видны старые магазинные весы. Наверняка времен войны. Обязательно принесу их сюда…
Главную реликвию прежней экспозиции — диораму «Ладожская ледовая дорога в зиму 1941 года» — отреставрировали. Краски кое‑где поблекли, отслаивались, некоторые элементы были утрачены.
Художественное полотно размером 6 на 4,5 метра было написано в начале 1970‑х годов архитектором Леонидом Гальпериным. Во время войны он прошел от Ладоги до Берлина, его батальон участвовал в прорыве блокады Ленинграда. А изображенные на картине люди — это реальные бойцы, трудившиеся на Дороге жизни…
Реставрацией диорамы занимался художник Дмитрий Стрижов, причем, по словам директора музейно-мемориального комплекса Юрия Щеглова, практически безвозмездно: музей оплатил только расходные материалы. Стрижов — личность весьма примечательная: известен также как поэт и прозаик, предисловия к его сборникам написал Иосиф Бродский. В свое время активно участвовал в деятельности Ленинградского рок-клуба, создал более тридцати декораций для балетных и театральных постановок, в том числе Венской государственной оперы.
Но самое важное: Дорога жизни для Дмитрия Стрижова не просто точка на карте, но и страница семейной истории. По Ладоге из осажденного города были эвакуированы его родные…
— На всех встречах с молодежью всегда подчеркиваю: совершенно неправильно, когда Дорога жизни у нас ассоциируется только с полуторкой, — говорит Сергей Панин, председатель Объединенного совета ветеранов Дороги жизни и их потомков, который долгие годы боролся за спасение музея в Коккореве. — Здесь были все: и моряки, и зенитчики, и летчики, и медики, и дорожники, продолжать можно очень долго. Мы ищем их потомков, чтобы информация была представлена в коккоревском музее. Зачастую эта информация сохранились только в семейных, домашних архивах.
По словам Панина, на встречах с молодежью он всегда задает вопрос: есть те, чьи родные служили на Дороге жизни? И почти всегда поднимается одна или две руки.
— В музеях, посвященных Великой Отечественной войне, «железа» много. Но не оно победило, а люди, — уверен Сергей Панин. — Спасла Ленинград не просто Дорога жизни, а те, кто работал на ней. В коккоревском музее ветераны изначально ставили цель рассказать о конкретных людях. И в этом плане электронные возможности новой экспозиции действительно безграничны.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 81 (7164) от 06.05.2022 под заголовком «Автографы с берега Ладоги».
Комментарии