В Часовне-музее храма Воскресения Христова открылась выставка «Реквием по храму»

Выставка (12+) приурочена к 130‑летию закладки собора Александра Невского в Варшаве. Впервые широкая публика может ознакомиться с малоизвестной страницей русского церковного искусства.

В Часовне-музее храма Воскресения Христова открылась выставка «Реквием по храму» | Леонтий Бенуа (в центре) в своей мастерской у модели и проекта собора Александра Невского. 1895 г./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Леонтий Бенуа (в центре) в своей мастерской у модели и проекта собора Александра Невского. 1895 г./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

В проекте представлены эскизы мозаик и росписей храма, а также документы и фотографии, связанные с историей его строительства и варварского разрушения. Они собраны из 14 музеев и архивов России и Белоруссии, а также трех частных коллекций.

Собор в неорусском стиле возводился в 1894 – 1912 годах по проекту известного петербургского архитектора Леонтия Бенуа. К созданию эскизов мозаик и росписей были привлечены лучшие русские живописцы того времени — Виктор Васнецов, Василий Беляев, Николай Харламов и другие. Многие из них принимали участие в создании убранства храма Спас-на-Крови. Мозаики создавались в мастерской художника Владимира Фролова.

Собор Александра Невского действовал всего три года, с ­1912-го по 1915‑й. Позже он на недолгое время был превращен в католический костел, а после провозглашения независимости Польши ее власти приняли решение снести собор. По некоторым источникам, предпринимались попытки демонтировать и тем самым спасти мозаики и росписи. Но стало ясно, что это долго и дорого. Сохранились только небольшие фрагменты мозаик, которые перевезли в город Барановичи (тогда находившийся на территории Польши, ныне — Белоруссии) для строившегося Свято-Покровского собора. Они были там установлены и дошли до наших дней.

Главными экспонатами выставки стали осколки мозаик и несколько кусочков золотой смальты из Барановичей, которым в свое время не удалось найти места в сохранившихся композициях. А также два больших эскиза мозаик «Ангелов» Виктора Васнецова из Омского музея изобразительных искусств имени Михаила Врубеля. Они крайне редко покидают родные стены. На обоих эскизах рядом с подписью автора видна дата: «16 августа 1908 года». Интересным образцом неорусского стиля является эскиз росписи купола и «парусов» Василия Беляева на сюжет «Архангел Гавриил и шес­тикрылые серафимы».

Эскизы2_Пр.jpg
Виктор Васнецов. «Ангелы». Эскизы мозаик./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Среди архивных фотографий две показывают процесс работы архитектора Леонтия Бенуа и художника Николая Харламова над проектом собора и его росписей. Выставку завершает приглашение на торжественный обед по случаю освящения собора. На обратной стороне оставили свои автографы художники, создававшие мозаики и росписи.

Выставка работает по 27 октяб­ря.

Читайте также:

В музее «Царскосельская коллекция» работает выставка «Раиса Флоренская. Живопись, графика»

Выставка печатной графики Василия Кандинского «Цветозвуки» работает в «Ленполиграфмаш»


#церковное искусство #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (7745) от 10.09.2024 под заголовком «О чем поведала золотая смальта».


Комментарии