В Часовне-музее храма Спас-на-Крови открылась выставка «Мозаика судьбы»

Выставка (6+) приурочена к 150‑летию со дня рождения Владимира Фролова (1874 – 1942), выдающегося русского художника-мозаичиста. На ней представлено двести экспонатов — мозаики, эскизы, документы и фотографии из Мозаичной мастерской Российской академии художеств, музея «Исаакиевский собор», Российского государственного исторического архива и собраний потомков Фролова. Большинство материалов публика увидит впервые.

В Часовне-музее храма Спас-на-Крови открылась выставка «Мозаика судьбы» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Место для проведения мемориальной выставки выбрано знаковое: рядом находится храм Спас-на-Крови, в котором все семь тысяч квадратных метров мозаик были выполнены в мастерской Фролова. По степени известности с ними могут конкурировать мозаики, изготовленные Фроловым и его мастерской для интерьеров трех станций московского метро — «Маяковская», «Новокузнецкая» и «Автозаводская». Всего только в Петербурге известно около тридцати домов, украшенных мозаиками Фролова.

В 1897 году, после внезапной смерти старшего брата Александра, двадцатитрехлетнему Владимиру, тогда еще студенту Академии художеств, пришлось возглавить мозаичную мастерскую. Она выиграла международный конкурс на право создания мозаик для храма Спас-на-Крови. И получила государственный заказ, от которого невозможно было отказаться. Эскизы мозаик создавали лучшие художники того времени — Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин и другие. На выставке представлены пробные мозаики «Иисус Христос» и «Дева», а также отзывы художников о работах Фролова. В них говорится, что мозаичист добивался как точной передачи авторского рисунка, так и верных колористических решений.

На архивных фотографиях запечатлены печь для варки смальты и временная деревянная мозаичная мастерская, которые построили на территории строительного городка рядом с возводимым храмом.

С этим памятником связана драматическая докладная записка, которая относится к началу 1941 года. Спас-на-Крови «приговорили» к сносу, как не представляющий художественной ценности. Фролов в осторожных, но твердых выражениях пишет об уникальности мозаик, которые «могут быть изъяты без особых потерь». К счастью, здание храма, а с ним и мозаики уцелели.

В 1899 году Фролов проявил себя как талантливый реставратор. Императорское общество поощрения художеств поручило ему реставрацию знаменитой мозаики Михаила Ломоносова «Полтавская баталия». Через четверть века уже советская власть решила в честь 200‑летия Академии наук установить эту мозаику в главном здании академии на Университетской набережной. Снова привлекли Фролова, тогда реставрация продолжалась до 1936 года. Несколько фотографий показывают, как это происходило.

В 1934 году была восстановлена Мозаичная мастерская Академии художеств, которую возглавил Владимир Фролов. Через три года ему поручили руководить группой художников, которая в рекордные сроки создала из камней-самоцветов карту СССР. На выставке показан Почетный диплом, которым Фролов был награжден на Всемирной выставке в Париже за эту уникальную работу.

В 1938 году он создал серию «Сутки Страны Советов» из 35 мозаичных панно для станции метро «Маяковская» по эскизам известного художника Александра Дейнеки. Мозаики понравились заказчикам, и дуэту предложили создать панно «Москва — Донбасс (Мирный труд)» для строившейся станции метро «Павелецкая».

Дальнейшую хронологию событий подробно восстановили искусствоведы — биографы Дейнеки. Художник постепенно отправлял в Ленинград эскизы, и мастерская сразу переводила их в материал. 14 плафонов были доставлены в Москву в начале 1941 года. Вмешалась война, мозаики установили только в ноябре 1943‑го, но на станции «Новокузнецкая». И только восемь. Остальные бесследно пропали, о чем через много лет Дейнека сообщил в своих мемуарах.

Фролов умер в феврале 1942 года в блокадном Ленинграде, он до последних дней работал над серией панно «Советский народ в годы Великой Отечественной войны» для станции метро «Автозаводская». Они создавались по эскизам группы художников. По некоторым источникам, несколько мозаик были вывезены из блокадного Ленинграда по Ладоге осенью 1942 года инженером Метростроя Самуилом Таубкиным. Остальные панно были созданы в 1948‑м учениками Фролова. На выставке показаны современные фотографии мозаик, сделанные в московском метро.

Проект завершают контрастные по настроению документы. В 1918, 1921 и 1935 годах Фролова арестовывали по ложным доносам. Сохранились его мужественные спокойные записки родным из тюрем. К 1913 году относится рукописная афиша «Вечера мозаичистов» с показом любительского спектакля «Кто в лес, кто по дрова». Позже Владимир Фролов вспоминал, что, когда в 1900 году он построил большую мозаичную мастерскую в собственном доме на 22‑й линии, при ней открылась библиотека, были организованы хор и оркестр балалаечников. Два раза в год для мозаичистов и их семей устраивали вечера. Обычно ставились спектакли или приглашалась кинопередвижка — большая редкость в начале ХХ века. «После спектакля — танцы до утра».

Выставка работает по 22 декабря.

Читайте также:

В архитектурной фотогалерее «Точка» открылась выставка «Архикадр-II: Казань постиндустриальная»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков работает выставка «Коллекция Николая и Георгия Ботка. Два поколения собирателей»


#выставка #Спас-на-Крови #мозаика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (7787) от 07.11.2024 под заголовком «Мастер вечных красок».


Комментарии