В Большом зале Петербургского союза художников открылась выставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается»
Она (12+) приурочена к памятным январским дням прорыва и полного освобождения города от блокады. В ней принимают участие более 200 живописцев, графиков, скульпторов — от Всеволода Михайловича Петрова-Маслакова, которому 94 года, до молодых авторов.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Этот показ ежегодно проводится уже много лет, постепенно сложилась его структура. В центре выставки — произведения старейших петербургских художников. В этом году — картины авторов, переживших блокаду. Дмитрию Петровичу Бучкину принадлежат полотна «За водой. 1941» и «На Невском», созданные на рубеже 1960 – 1970‑х годов. Художник ушел из жизни несколько недель назад в возрасте 97 лет. Его блокадные рисунки хранятся в собрании Русского музея.
Петров-Маслаков представил две картины последних лет — «Скорбь наша», изображающая молитву в память жертв блокады, а также «Непокоренный рубеж. Дубровка», посвященная Ленинградской битве. Всеволод Михайлович участвовал в открытии выставки и вспоминал блокаду, которую он вместе с родителями, военными врачами, провел в Ленинграде «от звонка до звонка». Вспоминал первую бомбежку, черный снег во дворе, голод и как в январе 1943‑го пришел из дома в больницу к матери и услышал от нее: «Блокада прорвана». На вопрос, что поддерживало горожан в те тяжелые дни, Петров-Маслаков ответил: «Нас вела сила духа».
Традиционный раздел, посвященный художникам, работавшим в блокадном Ленинграде, подготовил петербургский искусствовед Владимир Васильев на основе своей коллекции. Там показаны шесть рисунков Георгия Фитингофа (1905 – 1975), сделанные в ноябре 1941-го — 1942 году. Среди них — «За водой», «Буксир у набережной Васильевского острова», «На улицах Ленинграда. Натурные зарисовки». По словам Васильева, к первому сюжету художник возвращался неоднократно. В собрании Русского музея находится его акварель «За водой на Неву». Позднее она воспроизводилась на открытке. Фитингоф был участником Первой выставки ленинградских художников, которая открылась 2 января 1942 года в том же здании, где представлена нынешняя. По окончании выставки «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» коллекционер подарит два рисунка Центральному архиву литературы и искусства Петербурга.
В собрании Васильева также находится эскиз монумента «Слава героям прорыва блокады города Ленина», созданный в 1950‑е годы ленинградским архитектором Виктором Твелькмейером (1902 – 1956). В 1944 – 1947 годах он был ректором Академии художеств.
Что касается картин современных авторов, то внимание первых посетителей выставки привлекли три работы. На мой взгляд, причина в том, что они не являются иллюстрациями сюжетов, известных по произведениям очевидцев тех событий — художников, литераторов, других блокадников.
Большая картина «Феникс» Фрола Иванова — мощное метафорическое изображение юноши с крыльями, который возносится над врагами, несмотря на их усилия его уничтожить. В другом регистре работает объект «Память» Ирины Дудиной. Она нашла в семейном гардеробе легкое белое платье матери-блокадницы и закрепила рядом ее небольшую фотографию. Как пояснила художница, в блокаду мама была ребенком, девичье крепдешиновое платье относится к 1950‑м годам.
Но в нем чувствуется радость человека, пережившего блокаду. Картина Натальи Павловой называется «2‑я линия Васильевского острова. Май 1942‑го». Вид из окна на светлый весенний Андреевский собор выполнен на негрунтованном холсте, который создает образ маскировочной сетки блокадного времени.
Выставка работает по 26 января.
Читайте также:
В Комендантском доме Петропавловской крепости вновь работает постоянная экспозиция
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (7828) от 17.01.2025 под заголовком «Вид из блокадного окна».
Комментарии