В Большом зале имени Антона Рубинштейна петербургской Консерватории состоялся первый вокальный акустический тест

Солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Анна Матис, глубокое меццо-сопрано, исполнила знаменитые арии Кармен, Далилы, Любаши и на бис романс «Мой костер в тумане светит». Рабочие, которые на время прервали финишный монтаж оборудования, проводили певицу аплодисментами.

В Большом зале имени Антона Рубинштейна петербургской Консерватории состоялся первый вокальный акустический тест | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Обстановка в Консерватории, впрочем, была деловой: обошлось без поклонов и цветов. Анатолий Лившиц, разработчик акустики Большого зала, расспрашивал Анну, комфортно ли ей в фактически заново построенном зале. Та отвечала, что прекрасно слышит себя, свой голос, в том числе самое тихое «пьяно». И в то же время ей не мешало эхо, которое идет от задней стены.

Певицу сменил саксофонист Руслан Фатхутдинов, ученик 9‑го класса средней специальной музыкальной школы при петербургской Консерватории. Он исполнил произведения Анри Томази и Давида Саллераса, после чего тоже похвалил акустику. А слушатели порадовались мастерству молодого виртуоза.

Как известно, Большой зал будет универсальным, но прежде всего предназначенным для музыкальных спектаклей и симфонических концертов. «Что такое хорошая акустика, если мы говорим о симфоническом концерте?» — интересуюсь у Анатолия Лившица. Лучшие по акустике залы, предназначенные для концертов, оказывается, прямоугольной формы. Большой зал петербургской Консерватории воссоздан на начало ХХ века и имеет подковообразную форму. Это сделано для лучшей видимости с любого из 1100 мест. Акустикам пришлось искать оптимальный вариант использования зала как для спектаклей, так и для концертов, для чего применялись специальные отделочные материалы и разные технологические средства. Например, переменной акустики — она может быть механической, когда вдоль стен выдвигаются специальные экраны, и виртуальной — в этом случае микрофоны над сценой собирают звук, компьютер обрабатывает его и выдает через динамики, установленные в зале.

Запрограммированная небольшая задержка, но не усиление, дает богатый объемный звук. По словам Лившица, в Большом зале удалось добиться того, что 85 – 90 процентов пришедших на концерт услышат богатый объемный звук — прямой звук и отраженный от стен зала попадут в уши почти одновременно.

Задаю специалисту наивный, наверное, вопрос о том, возможно ли, чтобы зритель на любом месте идеально слышал звуки, идущие со сцены, но при этом поглощались бы все посторонние шумы (кашель, телефонные звонки и т. д.), производимые в зрительном зале. «Чудес не бывает, — пояснил Анатолий Лившиц, — если в зале хорошая акустика, то публика должна стараться соблюдать полную тишину».

Как старого знакомого встречает меня Алексей Самохин, главный инженер компании — поставщика и наладчика сценического оборудования. Прошлый раз (см. «СПб ведомости» от 28 ноября 2024 года) мы общались на сцене Большого зала. Теперь поднимаемся по узкой служебной лестнице на уровень верхней галереи, которая по трем сторонам обходит квадрат сценической коробки. «Мы на высоте примерно 16 метров, как на крыше современной пятиэтажки, — поясняет Самохин. — Здесь во время спектакля будут находиться рабочие сцены. А сейчас отсюда хорошо видно, как завершается монтаж последних из более чем двухсот механизмов. Потом начнется пусконаладка, чтобы вся машинерия сцены — софиты, декорации и другое оборудование — управлялась с точностью до миллиметра с одного компьютера, в который заложена «программа» спектакля. Эта работа потребует около двух месяцев».

Редакция благодарит Сергея Рыбака («Политехстрой») за помощь в подготовке материала.

Читайте также: 

В Петербурге завершился XI международный конкурс-фестиваль «Ударная волна»

В Большом зале Филармонии им. Д. Д. Шостаковича стартует двадцать четвёртый сезон фестиваля «Площадь искусств»




#консерватория #акустика #тест

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (7828) от 17.01.2025 под заголовком «Консерватория услышала свой голос».


Комментарии