В Большом зале Филармонии в десятый раз состоялся концерт мемориального проекта «Жёлтые звёзды»

Концерт посвящен в этом году 80‑летию освобождения Освенцима.

В Большом зале Филармонии в десятый раз состоялся концерт мемориального проекта «Жёлтые звёзды» | ФОТО Manuel Nägeli on Unsplash

ФОТО Manuel Nägeli on Unsplash

Программа на этот раз была построена на полюсах двух эпох, далеких одна от другой настолько, что, кажется, об их встрече не могло быть и речи. В отличие от многофигурных композиторских рядов прошлых лет нынче рядом оказались поставлены только двое: композитор рубежа XVI – XVII веков уроженец Мантуи Саломоне Росси и Мечислав Вайнберг, рожденный в 1919 году в Варшаве. Вокально-инструментальная полифония зрелого Ренессанса и Двадцать первая симфония «Кадиш», написанная Вайнбергом в последнюю декаду ХХ века, выстроили арку сквозь столетия, чтобы напомнить городу и миру о неутихающей боли холокоста. Насколько эта боль получила возвышающее утешение в музыке Росси, настолько незаживающие раны были обнажены в сочинении Мечислава Вайнберга.

Росси писал музыку при дворе герцога Мантуанского Винченцо I Гонзага, покровителя наук и искусств, и за достижения в искусстве композиции был освобожден от обязанности носить желтую нашивку иудея. При этом каждый опус он подписывал Salamone Rossi Ebreo. Его вкладом в историю еврейской музыки стало соз­дание псалмов на древнееврейском языке, чего не случалось после него до XIX века. Несколько этих псалмов наряду с мадригалом «Сердце мое», вечерней молитвой Hashkivénu («Даруй, Боже, нам лечь в мире»), а также сонатами и симфониями были представлены в новой программе «Желтых звезд». Если учесть, что фестиваль Earlymusic, ежегодно предлагавший петербургским меломанам встречи с шедеврами музыки Ренессанса и барокко, давно сдал свои позиции, а слушатели истосковались по красотам, глубинам и гармониям «старинной музыки», то выступление вокального ансамб­ля One Consort стало отдушиной.

Концерт открыл мадригал «Сердце мое» в исполнении Алисы Тен, которая своим фирменным безвибратным звуком просила сердце «не томиться»: «Если бы я мог прийти к тебе на помощь, умирая, я бы умер, чтобы дать тебе жизнь. Но живу, ибо тот, увы, несправедливо умирает, кто держит живое сердце в чужой груди». Солисты One Consort хорошо известны завсегдатаям концертов хора musicAeterna, а потому почти не пришлось удивляться культуре пения, умению выстраивать линии, идеально слыша друг друга, трепетно артикулируя слово, — главное в сочинениях Росси. Модальная система с преобладанием мажорности, разбавляемой светотенью минорных созвучий, позволяла композитору гибко вести исполнителей по текстам псалмов, а слушателям — обретать настроение просветленной печали. Солистам вокального ансамбля гармонично вторили инструменталисты из One Orchestra под руководством Владислава Песина.

Свою последнюю симфонию Мечислав Вайнберг посвятил «Памяти погибших в Варшавском гетто», а ее первоначальным названием был «Плач». Драматичная судьба Мечислава началась в Варшаве, где его имя было Моисей. Ему пришлось бежать в СССР в момент немецкой оккупации польской столицы в 1939 году, а его родители и младшая сестра Эстер вскоре погибли в концлагере Травники… Успех пришел к нему в 1960 – 1970‑е годы. Музыку к мультфильму «Винни Пух» знают сегодня и стар и млад. Ренессанс его музыки случился в первые десятилетия XXI века. В России были поставлены несколько его опер, среди которых «Идиот», «Пассажирка», «Любовь д»Артаньяна».

«Кадиш» — монументальная одночастная симфония, в инструментальный состав которой вписан и клезмерский ансамбль, и сопрано. Развивающаяся как симфоническая поэма-воспоминание, она неспроста включила в себя развернутую цитату из Первой баллады Шопена, которая звучит на рояле, напоминая еще об одном уцелевшем из Варшавы — Владиславе Шпильмане, увековеченном Эдрианом Броуди в фильме «Пианист» Романа Поланского. В симфонии, написанной много лет спустя после смерти Шостаковича — старшего современника Вайнберга, невозможно не расслышать «фигур речи» Дмитрия Дмитриевича, в творчестве которого еврейская тема занимала важное положение.

Маэстро Владимир Альтшулер за пультом АСО раскрывал текст симфонии академично, словно опасаясь выпустить ноты на волю. Прорыв случился в момент одинокого голоса сопрано. Подхватив одну из тем симфонии, Анна Денисова начала словно бы напевать ее, постепенно раскручивая пружину до исступленного вопля, после которого оркестру оставалось лишь вновь уйти в скорбное безмолвие.

Читайте также:

«Тристан» в Мариинском: репертуар театра пополнился ещё одной постановкой знаменитой оперы

В Северной столице открылся большой фестиваль длиной в год «Приношение Елене Образцовой»


#концерт #Филармония #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 15 (7837) от 30.01.2025 под заголовком «Голоса желтых звезд».


Комментарии