В Большом зале Филармонии прошел концерт памяти маэстро Мариса Янсонса

Концерт памяти маэстро Мариса Янсонса состоялся в Большом зале Филармонии. Его программу составили вокальный цикл «Песни об умерших детях» Малера, в котором солистом выступил выдающийся немецкий бас-баритон Маттиас Гёрне, и Четвертая симфония Брамса в исполнении ЗКР академического симфонического оркестра Филармонии под управлением Юрия Темирканова.

В Большом зале Филармонии прошел концерт памяти маэстро Мариса Янсонса | ФОТО Станислава ЛЕВШИНА

ФОТО Станислава ЛЕВШИНА

Программа этого концерта, прошедшего в канун дня рождения Мариса Арвидовича, не только идеально соответствовала моменту очень грустных воспоминаний, но и стала образцом жанра. И Малер, и Брамс в своих сочинениях прощались с миром, находя верные слова и ноты, сдерживая слезы и отчаяние. На поставленном в правой стороне авансцены фотопортрете маэстро Янсонс улыбался, улыбка сопровождала его всегда. Однако программа филармонического «концерта памяти» улыбок не предполагала совсем.

Поразительно, но в архиве звукозаписей Мариса Янсонса, насчитывавшем сотни событий, не найти вокальный цикл Малера. Можно лишь предположить, что, возможно, музыкант избегал этого сочинения в силу его слишком большой эмоционально-психологической нагрузки. Поэт Фридрих Рюккерт сочинил свой огромный поэтический цикл из 428 стихотворений после смерти его двух детей. Малер же, напротив, написал этот цикл незадолго до смерти любимой дочери Марии, словно предчувствуя трагедию. В этих стихах - попытка понять и принять смерть близкого, найти утешение и понять, что там, вдали от земли, ушедшие нашли вечный свет и покой.

Для бас-баритона Маттиаса Гёрне визиты в Петербург стали с недавних пор регулярными, а творческий союз с Юрием Темиркановым, по признанию самого певца, запомнился как встреча с «легендарным дирижером, хранителем традиции, жизненного опыта и музыкантской мудрости». Несмотря на внезапное нездоровье и угрозу отмены выступления, Гёрне вышел на сцену, и голос его звучал превосходно. Этот голос поразительно мягкого, бархатного, в данном случае еще и утешающего тембра идеален для малеровских песен. Вместе с баритоном Кристианом Герхаером они сегодня лучшие из лучших представителей камерно-вокального жанра. Шуберт, Шуман, Вольф да и многие другие композиторы великой австро-немецкой традиции нашли в них безупречных интерпретаторов.

Пение Маттиаса и игра филармонического оркестра под управлением Юрия Темирканова были меньше всего похожи на академическое исполнение в официальной парадной форме (хотя Гёрне и вышел в скромном черном костюме и черной рубашке). Это было то редкое магическое действо, которое делает музыку даром небес. Бережное, чуткое к каждой букве и ноте, паузе и кульминации пение Гёрне было и откровением, и поводом насладиться фантастическим звуком и феноменальной вокальной техникой.

Четвертую симфонию Брамса, особенно любимую за главную тему первой части, созданную из элегических мотивов минорного нисхождения и восхождения, дарящего последнюю надежду перед прощанием навсегда, оркестр петербургской Филармонии играл как-то приглушенно, затаенно, почти замирая в медленной части и словно с трудом веселясь там, где положено, - в Скерцо. Но ответом финала все же было главное, к чему всегда призывал и маэстро: «Надо жить!».

Именно этой симфонией Марис Янсонс завершил не только свои выступления в Карнеги-холле в ноябре прошлого года, но и всю свою многолетнюю великую карьеру.

#филармония #музыка #концерт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 005 (6603) от 15.01.2020 под заголовком «Вечный свет и покой».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?