В Большом театре пройдет премьера оперы «Дон Жуан»

Чем больше наблюдаешь за культурным лицом Москвы и Петербурга, тем яснее становится: разница городов не исчерпывается битвой бордюра с поребриком. Удивительнее всего, как ладят между собою артисты и режиссеры двух столиц, путешествуя из Питера в Москву и обратно. А ведь ладят! И отважно выходят на чужие сцены и даже ступают на чужую территорию.

В Большом театре пройдет премьера оперы «Дон Жуан» | ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0

ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0

Вот и сейчас мы с замиранием сердца ожидаем дебюта Семена Спивака в музыкальном театре: со дня на день состоится премьера оперы «Дон Жуан» в Большом театре России. Желаем ему всяческих успехов. До него далеко не всем признанным мастерам там сильно везло. Даже Льва Додина, предложившего тому же Большому оригинальную и глубокую трактовку «Пиковой дамы», оперная публика встретила довольно холодно.

Гораздо терпимее москвичи относятся к проникновению попсы на драматические подмостки. По поводу выхода Ольги Бузовой на сцену МХАТ им. М. Горького позубоскалили, да и только. Без особого удивления встретили дебют Лолиты Милявской в роли Агафьи Тихоновны Купердягиной в гоголевской «Женитьбе» (театр «Модерн»). А в строгом Петербурге стоит артистке «перейти Фонтанку», как шуметь будут несколько десятилетий. Впрочем, сейчас актерские миграции воспринимаются легче. Но что интересно: пиар-ходы у нас как-то не прививаются. Похоже, что в Питер большие артисты едут из жажды творчества, а не за славой или длинным рублем. Например, столичная прима, ученица Дмитрия Крымова Мария Смольникова прилежно катается несколько раз в месяц на «Сапсане», чтобы играть цветаевскую Сонечку в спектакле «Комедиантов» (благо театр находится в шаговой доступности от Московского вокзала). Столь же послушно приезжает из столичного «Ленкома» Антон Шагин, чтобы делиться своей бешеной энергией со зрителями Александринского театра в фокинской «Литургии Zero».

Да и вообще чаще всего роли ищут артистов, а не артисты роли. Если нет в труппе, скажем, Фамусова, то окинет режиссер орлиным взором театральные окрестности и, если повезет, найдет. И не где-нибудь, а в императорском театре. И не кого попало, а ведущего артиста, плотно занятого в репертуаре. Так случилось в этом году с режиссером Русланом Нанавой, который ставит в Театре на Васильевском «Горе от ума» Грибоедова. Увидел – то ли в зале, то ли за кулисами (то ли Александринку посетил) – народного артиста РФ Сергея Паршина, и осенило: только таким должен быть знаменитый московский барин – с таким голосом, с такой осанкой, таким обаянием. Для артиста соблазн был столь велик, что он согласился. Так что, будем считать: повезло и театру, и С. И. Паршину.

Другому народному артисту из того же театра – Николаю Мартону – тоже грех жаловаться на отсутствие ролей: он, словно талисман для Валерия Фокина, переходит из спектакля в спектакль, все набирая петербургского лоска и зрительской любви. Но творческого покоя не знает. Опять готовит моноспектакль, читает и перечитывает – после Гоголя, Гёте, Лермонтова, Достоевского, Вертинского и др. – А. С. Пушкина.

Пример мастеров – другим наука. Но не во всех же театрах есть глазастые режиссеры и демократически настроенные художественные руководители... Хотя глава Пушкинского театрального центра Владимир Рецептер, человек весьма занятой, режиссер, артист, педагог, тоже не забывает о своем предназначении литератора: совсем недавно выпустил книжку стихов «Медленный свет» и тут же сочинил новую – еще около ста стихотворений! Мало того, учебник по актерскому мастерству к печати подготовил – «Другое Я, или Что делает нас артистами».

Актриса Театра Ленсовета Анна Алексахина (тоже народная и тоже весьма востребованная) и вовсе выступила в неожиданном амплуа. Мало кто знает, что ее мама была не только умницей и красавицей, но и работала главным библиографом в Государственной публичной (ныне Российской национальной) библиотеке. Как-то нашла Анна Яковлевна среди маминых бумаг толстую папку – неизданную рукопись (подготовленную для серии «Библиотека поэта»). Почитала и решила издать, благодаря чему этим летом вышла в свет книга Ирины Алексахиной о поэте Борисе Корнилове.

Так что петербургских артистов отличает, как сформулировал другой поэт, не шумиха, не успех, а подлинно творческое начало.

#театр #опера #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (7015) от 23.09.2021 под заголовком «Душа обязана трудиться».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?