В Большом Петергофском дворце открылась выставка «Подвиг возрождения»
Петергоф часто называют одним из чудес света. Северный рай, возникший среди болот и вскоре затмивший роскошью Версаль. Разрушенный в двадцатом веке во время страшной войны, Петергоф в послевоенные годы возродился трудом и талантом ленинградских реставраторов, как феникс из пепла. Об этом — новая иммерсивная историко-просветительская выставка «Подвиг возрождения» (6+), которая открылась в Большом Петергофском дворце.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Директор ГМЗ «Петергоф» Роман Ковриков говорил на пресс-показе, что можно было бы пойти по традиционному пути и устроить обычную историко-художественную выставку: фотографии, архивные документы. Но подобная подача уже не работает. Чтобы заинтересовать современного зрителя, нужно постараться. Потому решено было сделать так называемую иммерсивную выставку, погружающую человека в прошлое, подобно машине времени. Так возник совместный проект ГМЗ «Петергоф» и творческой мастерской «Невский баталист», известной петербуржцам по экспозиции «Пропавшие в кинохронике» на «Ленфильме».
Подход этот не новый, можно вспомнить хотя бы выставку «Хранить вечно», приуроченную к 100‑летию пригородных дворцов-заповедников в ЦВЗ «Манеж». Или прошлогоднюю манежную выставку «Город-герой Ленинград», посвященную 80‑летию со дня полного освобождения города от блокады. ЦВЗ «Манеж» привлекал к своим проектам театральных режиссеров — Андрея Могучего, Антона Оконешникова. В Петергофе обошлись без них. Но не без театральности как таковой. Парадные залы дворца не узнать. Они заполнены масштабными декорациями, бутафорией, мультимедийными инсталляциями. Посетитель чувствует себя внутри спектакля о страшном и героическом прошлом. Сильнейшее впечатление производит мультимедийная инсталляция, изображающая пожар. Пламя бушует, пожирает наборный паркет, лепнину, его всполохи отражаются в зеркалах в золоченых рамах, которые вот-вот лопнут, покорежатся. Страшный пожар случился 23 сентября 1941 года, когда немцы вошли в Петергоф.
Кроме того, посетителям выдают наушники с записью специально созданного к выставке аудиоспектакля, и они бродят по залам, слушая воспоминания музейщиков, работавших в Петергофе в военные и первые послевоенные годы.
Именно музейщики — герои выставки. «Мы долго подходили к этому проекту, поскольку для нас это способ поклониться нашим предшественникам. С помощью декораций, художественных решений и рассказанных историй мы даем возможность погрузиться в атмосферу и почувствовать настроения молодых людей и девушек, вчерашних выпускников профтехучилищ, музейных работников и реставраторов, восстановивших по крупицам, миллиметр за миллиметром Петергоф», — сказал на пресс-показе Сергей Бондарев, куратор проекта, начальник экспозиционной службы музея-заповедника «Петергоф».

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Одна из главных героинь — Марина Тихомирова. Ее имя стоит в истории пригородных дворцов-музеев рядом с именами таких подвижниц, как Серафима Балаева, которая спасала Гатчину, и Анна Зеленова, отдавшая все силы для сохранения и восстановления Павловска. Марина Александровна стала хранителем в один из самых тяжелых для Петергофа моментов. Уже 23 сентября немецкие войска вошли в этот город. На эвакуацию был всего месяц. Работая сутками, сотрудники успели отправить в тыл лишь 13 тысяч музейных предметов. Многие статуи пришлось закопать в землю. Часть предметов перевезли в подвалы Исаакиевского собора. 1 марта 1943 года Марина Тихомирова стала ответственным хранителем имущества петергофских дворцов-музеев в Исаакиевском соборе.
«Я плакала от радости, когда увидела сквозь доски ящиков золото милых петергофских статуй, когда приняла документацию и акты, которые рассказали мне, как мои петергофские товарищи самоотверженно спасли, вывезли все, что только возможно, когда я увидела милые знакомые вещи в сумраке Исаакиевского собора», — вспоминала она.
Воспоминания Марины Тихомировой и других хранителей музейных ценностей в блокадном городе опубликованы в книге «Памятники. События. Люди». Многие музейщики и жили в подвале собора, месте, как писала Тихомирова, «абсолютно неуязвимом». Там было холодно и сыро, но безопасно. Однажды подвал спас ей жизнь. В ту ночь, когда Марина Тихомирова осталась ночевать в соборе, разбомбили ее дом.
На выставке есть фигура Марины Тихомировой, воссозданная мастерами «Невского баталиста» по фотографиям. Женщина в беретике склонилась над разрытой ямой, в которой лежит сохраненная в годы войны мраморная статуя. Тоже момент символического возрождения, когда античные боги, герои, нимфы вышли из‑под земли, будто вернулись из царства Аида. Статуи, которые видим на выставке, — искусно сделанные мастерами «Невского баталиста» копии. На выставке в декорациях, воссоздающих эпизоды из военной жизни музея, много и портретных фигур музейных сотрудников. Они сделаны тщательно, искусно, с портретным сходством. И все же, на мой взгляд, лучше было бы обойтись фотографиями. Фигуры, которые в полумраке поначалу принимаешь за живых людей, выглядят жутковато. На сохранившихся же фотографиях Марину Тихомирову можно принять за кинозвезду — красивая статная блондинка, элегантно одетая, всегда с идеальной прической, в изящных туфельках.
19 января 1944 года в результате операции «Январский гром» советские войска вошли в Петергоф. Их глазам открылась ужасающая картина. Вот что Марина Тихомирова писала своей матери: «Родная, это до того кошмарно, что не найти слов. Большой дворец — руина без полов, потолков, крыши, без церкви и корпуса под гербом… Монплезир превращен в дот, полуразрушен, изуродован, почти уничтожен. От этого даже плакать нельзя, просто каменеешь…».
Отдельная история в возрождении Петергофа и отдельный сюжет на выставке — воссоздание скульптуры «Самсон, разрывающий пасть льву». Шедевр Михаила Козловского бесследно исчез во время оккупации. На выставке можно проследить этапы воссоздания Самсона, увидеть шаг за шагом вдохновенную работу скульптора Василия Симонова и его помощника Николая Михайлова. А на большом экране крутят нон-стоп кадры кинохроники, запечатлевшей, как в августе 1947 года возрожденного Самсона везли по улицам Ленинграда в Петергоф на открытой платформе.
Кроме бутафории на выставке можно увидеть и подлинные музейные предметы. Всего их 400. Люстра XVIII века, скульптура-копия Фальконе «Медный всадник» начала XX века, предметы Банкетного сервиза середины XIX века…

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
А еще — хаос обломков и осколков, найденных музейными сотрудниками при расчистке парка и сохраненных для истории. Смотришь на них и понимаешь, из каких руин реставраторы воссоздали прекрасный Петергоф, петровское детище, ставшее символом Победы.
Выставка продлится до 28 сентября.
Читайте также:
Убийственная красота. ГМЗ «Гатчина» открыл обновлённую Оружейную галерею в Гатчинском дворце
Ваучер на память. В Гатчине открылась экспозиция «Капсула времени»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (7941) от 04.07.2025 под заголовком «Как спасали Петергоф».
Комментарии