В библиотеке ШКАФ работает выставка «Ленинградский постмодернизм. Взгляд из XXI века»

На выставке (12+) представлены фотографии 20 зданий, построенных в 1980 – 1990‑х годах. Снимки сделаны 20 петербургскими и московскими фотографами специально для этого проекта.

В библиотеке ШКАФ работает выставка «Ленинградский постмодернизм. Взгляд из XXI века» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Зодчим-постмодернистам было свойственно заимствовать элементы и мотивы архитектуры прошлого. В Ленинграде архитекторы чаще всего обращались к классицизму начала XIX века как совершенному стилю, во многом и сейчас определяющему облик исторического центра Петербурга. Самый известный пример — здание станции метро «Крестовский остров», построенное по проекту Евгения Рапопорта. Архитектор смело соединил классицистическую аркаду и стеклянный куб из арсенала модернистов. Менее известный пример — здание одной из клиник Первого медицинского института на улице Льва Толстого, 17. Группа архитекторов из ЛенНИИпроекта разместила львиные маскароны на бетонной стене, отделанной белой кафельной плиткой. На Потемкинской улице, 2, находится Оранжерейный комплекс, в этой постройке архитектор Давид Гольд­гор использовал мотивы гротов и рустованных фасадов. Это был уважительный поклон в сторону расположенного по соседству Таврического дворца — памятника классицизма.

Постмодернизм3_Пр.jpg
ФОТО АВТОРА

Подземный вестибюль станции метро «Площадь Александра Нев­ского-2», построенный по проекту Арона Гецкина, отделан металлическими элементами, напоминающими древнерусскую кольчугу. Вскоре после открытия станции ее прозвали в народе «рыбья чешуя».

Закрытая деревьями Гребная база Ленинградского кораблестроительного института на Ольгиной улице, 8, была спроектирована Анатолием Прибульским с очевидной отсылкой к дачам эпохи модерна на Каменном острове.

Время неумолимо расставляет оценки постмодернистским опытам ленинградских архитекторов. Становится ясно — и выставка это наглядно демонстрирует, — что эти постройки уступают по качеству модернизму 1960 – 1970‑х годов. Не говоря уже о конструктивизме 1920 – 1930‑х годов и сталинском ампире 1940 – 1950‑х.

Возможно, авторам не хватало смелости в соединении элементов, которые прежде считались несочетаемыми. Свою роль сыграл и диктат строительной отрасли с ее ориентацией на массовое строительство из стандартных конструкций. Так было дешевле и проще.

В октябре в библиотеке ШКАФ запланирована конференция «Ленинград. От модернизма к постмодернизму в архитектуре», на которой историки и архитекторы обсудят сложный феномен переходного стиля, завершившего советский период развития города.

Выставка работает по 9 ноября.

Читайте также:

В музейно-выставочном центре РОСФОТО работает выставка «Амурский край в фотографиях второй половины XIX — начала ХХ века»

В РНБ открылась выставка «Смоленская крепость в артефактах библиотек и архивов Союзного государства»


#выставка #фотографии #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (8005) от 02.10.2025 под заголовком «Последний стиль ленинградской архитектуры».


Комментарии