В библиотеке имени Тимирязева проходит выставка «Блокада: фронт, город, память»
В библиотеке имени К. А. Тимирязева на улице Шкапина проходит выставка «Блокада: фронт, город, память». Историк Андрей Кулик представил на ней реликвии из своей «блокадной коллекции».

ФОТО Pixabay
Среди экспонатов — котелок и кружка, изготовленные на консервном заводе в осажденном Ленинграде, открытки и книги блокадной поры, но самое главное — материалы из семейных архивов, попавшие в собрание от потомков жителей блокадного Ленинграда.

Порой эти документы сообщают о самых разных сторонах той действительности. К примеру, датированное июлем 1942 года заявление гражданки Лидии Лурье в 8‑е отделение милиции на Мытнинской улице о том, что у нее на Мальцевском рынке украли бумажник с документами и хлебными карточками.
«Прошу вас, если возможно, не задержать с выдачей оформления документов ввиду того, что я должна с детьми эвакуироваться, — обращалась Лидия Лурье в милицию. — Эвакуационный лист тоже пропал вместе с бумажником…»
Несколько писем 1943 года были написаны ленинградской девочкой отцу, находившемуся в эвакуации в Горьком. Она сетует, что он мало помогает, а на ее попечении фактически остались мама и бабушка, и ей приходится выбирать между учебой и работой…
По словам Андрея Кулика, нередко приходится сталкиваться с тем, что в некоторых семьях, увы, практически полностью утрачена память о тех, с кем были связаны реликвии из домашних архивов. Именно такая история — с открыткой, датированной 28 сентября 1942 года. «…Настанет день — вернусь домой. // С победою встречай. // Иду в поход за город мой. // Любимая, прощай». И подпись: «На память Эмме от Пети».
Большая редкость — фотопортрет бойца, сделанный во «фронтовом ателье». Разведчик Петр Трезвов запечатлен на фоне развернутой плащ-палатки. Кадр датирован 25 октября 1941 года. На обратной стороне фотографии Трезвов обращается к маме, слова его были грустные, почти прощальные, поскольку гибель казалась ему неизбежной. Но он прошел всю войну, вернулся с наградами и впоследствии на этой же фотокарточке сделал еще одну подпись: «Это память Отечественной войны с немецкими фашистами».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 13 (7342) от 25.01.2023 под заголовком «Памятный кадр из «фронтового ателье»».
Материалы рубрики
В Российском этнографическом музее работает выставка «Якутский стиль. Наследие и творчество»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии