2Vtzqv4Hz9U

В библиотеке имени Тимирязева открылась выставка «Ленинградцев блокада не сломила»

«Ленинградцев блокада не сломила» — так называется выставка в библиотеке имени Тимирязева на улице Шкапина, 6. Петербургский журналист Юрий Комболин представил материалы из своей блокадной коллекции, которую он собирает многие годы. Фронтовые письма-треугольники, проездной билет за октябрь 1941 года, афиша «Сорочинской ярмарки», поставленной Театром музкомедии на сцене Александринки в ноябре 1943‑го…

В библиотеке имени Тимирязева открылась выставка «Ленинградцев блокада не сломила» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Среди экспонатов — трогательное письмо, датированное сентябрем 1942 года и отправленное в город Киров. «Милый дорогой Алешинька! Шлю тебе большой, большой привет из далекого Ленинграда. Когда прогоним немца, тогда приедешь с дедушкой, мамой и Колинькой ко мне в гости. А какой это чудесный, Алешинька, город!..».

Юрий Комболин — коллекционер со стажем. Еще в 1970‑х годах, работая в газете «Правда Севера», он стал собирать старинные открытки с видами Архангельска. Переехав в середине 1980‑х годов в Ленинград, вошел в круг филокартистов.

В свое время в собрании Юрия Комболина оказалась коллекция работ художника Георгия Фитингофа, человека уникальной судьбы. Он происходил из древнего рода остзейских баронов, окончил Академию художеств, где учился у художника Альфреда Эберлинга. Был известен как автор открыток, иллюстратор журналов «Вокруг света» и «Борьба миров», а также детских приключенческих книг. В середине 1930‑х годов побывал в заключении, но потом смог вернуться в Ленинград.

На его эскизах — будни осады. Подъем аэростатов, поход за водой, толкучка в галерее Гостиного двора, дворник и милиционер. Яркая сцена — весна 1942‑го, беседа двух изможденных жительниц города, переживших блокадную зиму… Среди набросков Фитингофа — несколько автопортретов: он говорил, что показывает блокаду в том числе и через изменение своего облика…

Без названия.png

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Известно четыре открытки, выпущенные в Ленинграде в 1942 году по эскизам Георгия Фитингофа и запечатлевшие осажденный город. На выставке эскизы и открытки соседствуют рядом, поэтому наглядно видно, как менялся замысел автора. На одной из открыток — дети, играющие на улице в мяч. На другой — девушки на огороде… в сквере у Исаакиевского собора.

Среди экспонатов выставки — датированный октябрем 1942 года больничный лист Александра Васильева, занимавшего в ту пору пост ответственного секретаря «Ленинградской правды».

Однажды мне позвонила его дочь, рассказала: отец всю жизнь, еще с 1920‑х годов, собирал архив: фотографии, письма, документы. Пыталась отдать эту коллекцию в редакцию, там не взяли. Хотите — отдам вам? Вот так это все оказалось у меня, — рассказал Комболин.

На блокадных снимках из архива Васильева — воронка от бомбы напротив входа в «Лениздат», со стороны Торгового переулка. Помещения переплетного цеха, пострадавшие от артобстрела. Корректоры, вычитывающие номер газеты в подвале, при свете коптилок…

Авторы и адресаты некоторых писем, представленных на выставке, неизвестны. Они попали в коллекцию уже безымянными. Как, например, письмо, датированное 9 мая 1945 года: «Моя родная жинка! Поздравляю тебя с великой победой!.. Жинка моя, нам с тобой эта война принесла горе, потерю любимых сыновей — Игоря и Вилена. Вечная им память. Давай не лить слез. Давай радоваться победе. Мы двое, с нами миллионы советских людей, юношей и девушек. Среди них мы найдем себе сыновей. До свидания, моя родная. Твой Ванюша».

#выставка #блокада #библиотека

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (7092) от 20.01.2022 под заголовком «Привет из далекого Ленинграда».


Комментарии