В архивах Петербурга появились новые документы с информацией о блокадниках
В настоящее время в научный оборот начинает вводиться целый ряд новых документальных источников, сообщающих о погибших и выживших во время блокады. Об этом шла речь на семинаре в Институте истории обороны и блокады Ленинграда (отдел Музея обороны).

ФОТО Jason W on Unsplash
В первую очередь — речь о домовых книгах. В Центральном государственном архиве (ЦГА) Санкт-Петербурга в настоящее время хранится около 75 тысяч домовых книг. Те, которым больше 75 лет, доступны для исследователей. Правда, оцифрованы и доступны в онлайн-режиме пока только около пяти тысяч домовых книг. Более того, достаточно много книг находится в крайне ветхом состоянии: придется ждать, когда их оцифруют, а это процесс не быстрый.
Как пояснил младший научный сотрудник института Валерий Григорчук, работа с домовыми книгами позволяет находить забытые имена ленинградцев, погибших в блокаду. Практически в каждой домовой книге, которую вели во время Великой Отечественной войны, есть имена погибших горожан, которые не значатся в книге памяти «Ленинград. Блокада. 1941 – 1944» (в ней учтены имена более 610 тысяч человек). Издание было выпущено в 35 томах в 1998 – 2006 годах, в электронном виде эти записи доступны на сайте «Возвращенные имена. Книги памяти России».
— Например, по адресу: Барочная ул., 12/27, в книге памяти указано 247 имен погибших в блокаду горожан. В книгах домохозяйства по тому же адресу удалось найти еще 115 имен. Таким образом, если брать широко, исследование всех домовых книг позволит вернуть более 50 тысяч забытых имен ленинградцев, — считает Григорчук.
Есть и еще один важнейший источник, который никогда прежде не был в поле зрения исследователей. В январе нынешнего года в Центральный государственный архив Санкт-Петербурга на вечное хранение поступила коллекция адресных листков убытия/прибытия на лиц, живших в Ленинграде в 1930 – 1940‑е годы. Этот бывший ведомственный массив материалов передал архив информцентра МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Картотека создавалась для учета и регистрации населения и велась адресными бюро (столами).
На сегодняшний день картотека сохранилась частично, но и это огромный массив документов, составленных на лиц, выбывших из Ленинграда в 1941 – 1947 годах и не вернувшихся в город до 1947 года. Всего — около 2,8 миллиона листков.
Как рассказала член совета Русского генеалогического общества и руководитель волонтерского проекта «Помощь архивам» Мария Максутова, коллекция уцелела исключительно благодаря неравнодушному отношению сотрудников: в принципе такие документы обычно подлежат ликвидации по истечении срока хранения.
Адресные листки убытия/прибытия — источники бесценной информации. В них указывались ФИО, год и дата рождения, национальность, адрес прописки, информация о прибытии и убытии, сведения о детях моложе 16 лет. И что особенно важно — о смерти, в том числе в период блокады.
В настоящее время в ЦГА СПб переданы листки на фамилии граждан, начинающиеся с букв «А» и «О». Уже начались оцифровка и описание полученных документов: в день удается отсканировать около 250 листков.
Однако, как пояснила Максутова, уже сейчас, не дожидаясь передачи в архив и оцифровки всего массива данных, каждый желающий может получить копию листка прибытия/убытия на тех, кто проживал в Ленинграде в 1941 – 1947 годах. Для этого надо обратиться в электронную приемную на интернет-сайте 78.мвд.рф (раздел «Для граждан — прием обращений»). В запросе нужно указать искомые фамилию и год рождения, приложить к распечатанному и подписанному заявлению полную копию паспорта. Как обращает внимание Мария Максутова, для данного запроса доказательств степени родства не требуется. Примерный срок ожидания ответа — две-три недели.
Читайте также:
Через первоисточники. Как создают Национальный консорциум по историческому просвещению
Живая память Победы. В Ленобласти запустят проект на основе семейных архивов
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 58 (7880) от 02.04.2025 под заголовком «Ищите в адресных листках!».
Комментарии