В Арапском зале Зимнего дворца представлена двадцать четвертая по счету выставка цикла «Поднесение к Рождеству»
Традиционно демонстрируются изделия Императорского фарфорового завода. На сей раз на тему «Образы Востока в советском и современном фарфоре» (0+).
ФОТО Дмитрия Соколова
Искусство фарфора генетически связано с Востоком, он появился в Китае. Русские и европейские мастера вдохновлялись искусством восточных стран, использовали его мотивы и техники декорирования.
Выставка яркая, праздничная, рождественская. В витринах 120 предметов и композиций, созданных за последнее столетие — с 1920‑х годов до настоящего времени. В показе рядом с мастерами прошлого участвуют двенадцать современных художников.
Выставка состоит из тематических блоков: влияние художественных традиций «Мира искусства», агитация за освобождение от колониальной зависимости и патриархальных устоев, этнография народов советских республик — Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, литературное наследие Востока.
В советском фарфоре 1920 – 1980‑х годов культура Востока отразилась в росписи сервизов, блюд, ваз, пластике. В первоначальный период обращение к ней было продолжением художественных традиций «Мира искусства» и эстетики «Русских сезонов», способствовавших распространению моды на восточную экзотику в Европе и России. Большинство художников того времени, чьи работы представлены на выставке, побывали на Востоке или жили там. Это помогало им создавать вещи по собственным впечатлениям.
Рене О’Коннель-Михайловская провела в Персии более двух лет. Знакомство с искусством и культурой Ирана ощущается в росписях чашки с блюдцем «Курильщица», сервиза «Персидские мотивы» и других произведениях. По моделям Тиграна Давтяна, родившегося на территории Ирана, исполнены «Перс, читающий книгу», «Перс с трубкой», «Перс с блюдечком», «Перс в чалме», другие скульптуры. Александра Щекотихина-Потоцкая вместе с супругом Иваном Билибиным путешествовала по Египту, Сирии и Палестине. Художницей были созданы вещи с зарисовками из жизни Востока. Особый интерес представляет роспись тарелки с оранжевым полумесяцем, можно прочесть надпись: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного». В собрании Эрмитажа нет чашек и тарелок с росписями Щекотихиной-Потоцкой, которые были сделаны в Египте. На выставке эту лакуну заполняют изделия из коллекции Русского музея.
Темы культуры и быта народов Кавказа и Центральной Азии, социалистического строительства на советском Востоке стали появляться в росписях художников в начале 1930‑х годов. Образцом может служить роспись сервиза «Восток СССР», исполненная Любовью Блак в 1936 году, и письменный прибор Натальи Данько «Обсуждение проекта Сталинской конституции в Узбекистане».
Многих художников-фарфористов привлекал народный эпос, литературные образы и культурное наследие Востока. На выставке есть изделия, созданные к юбилеям Абу-л-Касима Фирдоуси, Шота Руставели, Алишера Навои, эпоса «Давид Сасунский» и других.
По традиции после каждой выставки Императорский фарфоровый завод оставляет музею вещи в дар. Эрмитаж формирует коллекцию современного фарфора. На этот раз ее пополнят две композиции художницы Татьяны Афанасьевой: пласт «Восточный сосуд» и чайный сервиз.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 1 (7823) от 10.01.2025 под заголовком «Фарфор — дело тонкое».
Комментарии